Махаяна

Махаяна (санскр. mahayäna, «большая колесница», тиб. текпа ченпо, кит. да шэн, яп. дайдзё) — одно из двух осн. направлений буддизма. Термин М. появился в нач. н.э. для обозначения качественно нового буд. учения. Предыдущим («ранним») буд. школам сторонники М. дали общее назв. хинаяна, имевшее уничижительный оттенок. Предпосылки возникновения М. тесно связаны с идейным брожением в раннем буддизме, в результате к-рого буд. община разделилась на две части — махасангхику и стхавираваду. Школа махасангхика считается предтечей М. Мн. идеи М. вызревали постепенно и в др. школах раннего буддизма. Одно из существенных отличий М. от хинаяны касается представления о Будде. С т.зр. М., понятие «Будда» не должно ассоциироваться исключительно с определенной историч. личностью. Существует три взаимосвязанных начала, или «тела» Будды (см. Трикая). Наивысшее из них — это «дхармическое тело» Будды (дхарма-кая), безличный, вечный трансцендентный принцип, истинная природа всех феноменов. В качестве «природы Будды» оно присутствует в каждом существе. Есть также сверхчеловеческое мистич. «тело блаженства» (самбхога-кая), в к-ром Будду созерцают высоко духовные существа. Наконец, в «теле превращения» (нирмана-кая) Будда приходит как земной спаситель, провозглашающий людям истинное учение, два последних «тела» — эманации, «проявления» единого принципа; этих проявлений множество. М. вводит идею бесконечной множественности будд. Каждый из будд управляет собственным миром, со своими божествами, небесами, людьми и т.д. (это т.н. «земли будды»). Хинаянский идеал архатства считается в М. недостаточным для духовного освобождения в силу узости поставленной цели (личное спасение); ему противопоставлен идеал бодхисаттвы. Бодхисаттва — это человек, достигший высочайшего духовного развития и сумевший обрести пробуждение (бодхи). Бодхисаттва не уходит в нирвану, но остается в эмпирич. мире для того, чтобы помогать остальным страдающим существам продвигаться к освобождению. Бодхисаттва испытывает по отношению ко всем существам глубокое сострадание. Образ бодхисаттвы настолько важен для М., что часто ее называют бодхисаттваяной (букв, «колесница бодхисаттв»). Культ пробужденных широко распространился среди мирских последователей буддизма. Бодхисаттвы стали восприниматься как сверхъестественные прозорливые личности, творящие чудеса (воплощение мудрости), Кшитигарбха (бодхисаттва, спасающий из ада) и ряд др. Помимо бодхисаттв популярны в М. также будда Амитабха, создавший где-то далеко на западе Чистую землю Сукхавати для духовного совершенствования тех, кто верует в него; грядущий будда Майтрея, в наст. вр. пребывающий на небесах Тушита, и др. Фактически разница между буддами и бодхисаттвами в М. незначительна: и те и другие становятся божествами, объектами культа, подателями всевозможных благ, в т.ч. и вполне земных. Эти персонажи буд. пантеона зримо воплощают махаянскую идею о том, что помощь другим за счет своих накопленных заслуг и добродетелей не только возможна, но и необходима. Вместе с тем и любой последователь М., принимающий установку на помощь др. существам в достижении освобождения, вступает на путь бодхисаттвы. В М. считается, что каждое существо — потенциально будда; поэтому для обнаружения в себе «буддовости», или «природы будды», не обязательно принимать монашество. Тем не менее исторически М. развивалась прежде всего в монашеской среде. М. разрабатывает особый комплекс из шести или десяти духовных средств (парамиты), позволяющих достичь пробужденного состояния. Наиболее известен список из шести парамит. К ним относятся: щедрость, нравственные обеты, терпение, мужество, сосредоточенность и мудрость. Первые пять парамит связаны с категорией сострадания (каруна), или «искусных методов» (упая каушалья); единство сострадания и мудрости образует основу М. В самом духовном пути выделяется десять ступеней, прохождение к-рых у адепта занимает неопределенно большое количество времени (за этот период он многократно перерождается). На последней из этих ступеней («облако дхармы») обретается пробуждение, и адепт становится буддой. Парамита мудрости (праджняпарамита) играет очень важную роль; в отличие от хинаяны, в к-рой мудрость означает способность различать дхармы, в М. это способность видеть реальность как она есть. С сочинений, разрабатывавших идеи праджняпарамиты (см. Праджняпарамиты сутры), берет начало обширная лит-ра М.; первые произведения прибл. датируются с кон. I в. до н.э., наиболее ранним текстом признается «Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра» («Сутра совершенной мудрости в восемь тысяч строк»). Свод священных текстов М. не представляет собой систематич. единства. Изначально они были написаны на санскр., однако к наст. вр. подавляющее большинство ранних текстов М. сохранилось в кит. и тиб. переводах (с к-рых делались переводы и на др. яз.). Эти произведения создавались в осн. в жанре сутр и претендовали на то, что были сложены еще во времена Будды Шакьямуни. Самые известные: «Ланкаватара-сутра», «Саддхармапундарика-сутра», «Вималакирти-нирдеша-сутра», «Аватамсака-сутра». Наиболее интенсивно лит-ра сутр создавалась в Индии во II—IV вв.

М. как отдельное движение, по одной версии, складывается на юге Индии, по др. — на ее сев.-западе. Широкое распространение М. получает при Кушанах, особенно при царе Канишке (1-Й вв.), созвавшем собор в Пурушапуре (совр. Пешавар), на к-ром был узаконен отход от идеологем хинаяны. М. развивалась в остром идейном противостоянии с хинаяной. Со 2-й пол. I тыс. н.э. она постепенно исчезает из Индии, получая вторую жизнь в др. регионах, особенно в Тибете, Китае, Японии. Судьба М. в этих и др. регионах не одинакова. В целом М. продолжает быть популярным направлением на Дальнем Востоке, в Центр. Азии; немало последователей М. есть теперь и среди жителей Запада. В России буддизм в форме М. известен уже с нач. XVII в. Для М. характерны более систематич. культ и развитая обрядность, чем в раннем буддизме, более тесное сращивание с местными религ. традициями (синто, даосизм, шаманизм и др.). Последователи М. активнее, чем хинаянисты, занимались миссионерской деятельностью. Именно в форме М. буддизм стал массовой народной религией. В рамках М. со 2-й пол. 1тыс. н.э. развивается такая поздняя форма буддизма, как тантризм (ваджраяна). В М. выделяются две осн. филос. школы — мадхьямака, основанная Нагарджуной в III вв. н.э., и йогачара (виджнянавада), созданная Асангой и Васубандху в IVV вв. К этой же школе относились и такие известные мыслители, как Дигнага (V в.) и Дхармакирти (VII в.), внесшие большой вклад в развитие инд. логики. Для методологич. принципов М. характерен монизм, противопоставленный плюрализму хинаяны. Дхармы перестают рассматриваться как предельные основы бытия-сознания. Эмпирич. мир («мир различений», сансара) считается сновидением, иллюзией; сквозь него просвечивает истинная реальность, нирвана. Вместе с тем М. настаивает на принципиальном тождестве сансары и нирваны. Они различаются на уровне «относительной» истины, при этом полностью совпадая на уровне истины «абсолютной» (см. Две истины). Реальность невыразима в слове, она недвойственна, «пуста»; отдельные феномены не существуют, реально только целое {дхармата). Философия М. оказала огромное влияние на философию индуизма, особенно на адвайта-веданту


Лит.: Dutt N. Aspects of Mahayana Buddhism and Its Relation to Hinayana. L., 1930; Suzuki D.T. Outlines of Mahayana Buddhism. N.Y., 1963; Come E. Selected Sayings from the Perfection of Wisdom. Boulder, 1978; Mahayana Buddhist Meditation: Theory and Practice / Ed. by M. Kiyota. Honolulu, 1978; Pye M. Skilful Means: A Concept in Mahayana Buddhism. L., 1978; Hosaku Matsuo. The Logic of Unity: The Discovery of Zero and Emptiness in Prajnaparamita Thought. Albany, 1987; Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988; Williams P. Mahayana Buddhism: The Doctrinal Foundations. L., 1989; AitkenR. New Mahayana: Buddhism for the Postmodern World. Berk., 1991; Harris I.C. The Continuity of Madhyamaka and Yogacara in Indian Mahayana Buddhism. Leiden, 1991; Розенберг O.O. Труды по буддизму. M., 1991; Gyatso Geshe Kelsang. The Bodhisattva Vow: The Essential Practices of Mahayana Buddhism. L., 1996; Торчинов E.A. Введение в буддологию. СПб., 2000; Sangharakshita. The Bodhisattva Ideal: Wisdom and Compassion in Buddhism. Glasgow, 2000; Schroeder J.W., Kasulis T.P. Skillful Means: The Heart of Buddhist Compassion. Honolulu, 2001; Розенберг О.О. Философия буддизма махаяны. СПб., 2002; Буддийские медитации: тексты практик и руководств / Сост. и пер. М.Н. Кожевниковой. СПб., 2007.

С.В. Пахомов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика