«Махаяна-санграха-шастра»

«Махаяна-санграха-шастра» (санскр. Mahäyäna-samgraha-sastra — «Собрание шастр/ суждений махаяны», «Шастра/Суждения компендиума махаяны», кит. «Шэ да шэн лунь», сокр. «Шэ лунь»). Авторство приписывается Асанге (IV в.). Васубандху (IV-V вв.), младший брат Асанги, составил коммент. (кит. «Шэ да шэн лунь ши»— «Разъяснения Шастры/Суждений компендиума махаяны»). Аналогичный коммент. был составлен также Асвабхавой. В Китае эти тексты переводились неск. раз. Первый перевод «М.» в 2 цз. (ТСД. Т. 31, № 1592) был выполнен Буддхашантой (V-VI вв.) в последние годы эпохи Сев. Вэй (386-534). Поскольку он не включал в себя комментирующих текстов, смысл учения остался непонятым, и оно не получило широкого распространения. При дин. Чэнь (557-589) Парамартха вместе со своими учениками перевел оба текста — «М.» в 3 цз. (ТСД. Т. 31, № 1593) и «Разъяснения» Васубандху в 15 цз. (ТСД. Т. 31, № 1595). Он же считается основателем шэлунь-цзун — «школы [изучения] „Собрания шастр [махаяны]"», к-рая сложилась в VI—VII вв. на основе изучения «М.».

Следующий пер. был выполнен в эпоху Тан (618-907) Сюань-цзаном и включал в себя «М.» в 3 цз. (ТСД. Т. 31, № 1594) и комментарии Васубандху и Асвабхавы (ТСД. Т. 31, № 1597, 1598). В основанной Сюань-цзаном школе фасян-цзун «М.» стала одним из 11 доктринальных текстов, хотя и не основным. В кит. Трипитаке (см. «Да цзан цзин») существует также пер. текста Васубандху (ТСД. Т. 31, № 1596), выполненный Дхармагуптой и др. в конце эпохи Суй (581-618). Сохранился пер. «М.» на тиб. яз., близкий к переводу Сюань-цзана.

Все переводчики «М.» ссылаются на не существующий ныне текст «Махаяна-абхидхарма-сутры» («Да шэн апидамо цзин» — «Сутра высшего учения махаяны»). Сюань-цзан в своем пер. «М.» отмечал, что ее текст разъясняет главу под назв. «Махаяна-сампариграха» («Шэ да шэн пинь» — «Глава о компендиуме махаяны»). В пер. Буддхашанты, Парамартхи и тиб. варианте говорится, что «М.» разъясняет всю сутру.

В «М.» в сжатом виде изложено абхидхармическое учение махаяны в интерпретации йогачары. Сама махаяна объявляется подлинным учением Будды, превосходящим хинаяну, поскольку содержит в себе десять «превосходных свойств», вынесенных в названия глав. Эти «превосходные свойства»: 1) базовой опоры, 2) адекватного познания, 3) адекватного познания вхождения, 4) вхождения в причины и следствия, 5) вхождения в причины и следствия для совершенствования различий, 6) опоры на учение об обетах, 7) опоры на учение о сознании, 8) опоры на учение о мудрости, 9) опоры на учение о следствии безмолвного угасания (санскр. нирвана), 10) постижения различий.

Базовая опора — это алая-виджняна, «сознание-сокровищница», к-рая содержит в себе все «рожденные и нечистые дхармы» и формирует представление о собств. «я» и окружающем мире. Она отождествляется с адана-виджняной (фундаментальное, базовое сознание), психикой (санскр. читта, кит. синь), к-рая «поддерживает все наделенные материальностью корни» (санскр. индрии — шесть воспринимающих способностей, органов), «воспринимает явления и крепко ухватывается за них». Под «адекватным познанием» понимается «адекватное познание вхождения», познание «трех видов собств. природы» — опора на «природу иного», на «природу различий», на «природу истинно-сущего». Шесть парамит (парамиты даяния, терпения, соблюдения обетов, усердия, созерцания, мудрости) объясняют «свойство вхождения в причины и следствия», десять ступеней бодхисаттв — «свойство вхождения в причины и следствия для совершенствования различий». Далее рассматриваются «благие обеты, заповеди и запреты» бодхисаттв, различные виды сосредоточения, лишенная ментального конструирования мудрость и нирвана. Большое внимание уделяется концепции «трех тел» Будды (трикая).


Соч.: Асанга. Компендиум махаяны (Махаяна-сампариграха-шастра)// Торчинов Е.А. Введение в буддологию: Курс лекций. СПб., 2000. С. 252-267.
Лит.: Paul D.Y. The Structure of Consciousness in Paramartha's Purported Trilogy // PhEW. 1981. Vol. 31. No. 3; Тан Юн-тун. Хань Вэй лян Цзинь Нань-бэй-чао фо-цзяо ши (История буддизма [в эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных династий. Т. 1-2. Пекин, 1983.

М.В. Анашина

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика