«Махаяна-шраддхотпада-шастра»

«Махаяна-шраддхотпада-шастра» (санскр. Mahäyäna-sraddhotpada-sastra, кит. «Да шэн ци синь лунь», яп. «Дайдзё кисин-рон») — «Шастра/Трактат о пробуждении веры в махаяну». Один из гл. канонич. текстов буддизма махаяны. Наряду с осн. махаянскими сутрами входил в обязательную программу теоретич. подготовки последователей махаяны в Китае, Корее, Японии, Вьетнаме, независимо от принадлежности к той или иной школе. По традиции автором трактата считается инд. поэт, драматург и ученый Ашвагхоша (I-II вв.), к-рый почитался как 13-й общебуд. патриарх. Но поскольку «М.» отражает довольно высокий уровень развития махаянской философии, то он мог быть написан не ранее V-VI вв. либо тезкой знаменитого ученого-буддиста, либо анонимным автором (авторами). Санскр. оригинал не сохранился, известны два варианта его перевода на кит. яз., выполненные Парамартхой (550) и Шикшанандой (ок. 695 — 700). Отсутствие санскр. текста и его тиб. перевода делают возможным предположение, что текст был создан в Китае. Широкое распространение получил вариант Парамартхи, породивший большое число комментаторских сочинений (в наст, время идентифицировано 173).

В отличие от многих др. махаянских трактатов, для к-рых характерна парадоксальная и энигматич. форма изложения филос. понятий, «М.» дает последовательное, систематич. и детально аргументированное изложение центр, положений буддизма махаяны, интерпретируя такие фундаментальные понятия, как татхата (кит. чжэнь жу — «истинная таковость», «истинная реальность»), шуньята («пустота»), самадхи («просветление»), трикая («три тела [будды]») и др. Особенностью «М.» является стремление свести в целостную доктринальную систему концепции, возникшие и развивавшиеся независимо друг от друга в рамках разных, зачастую противоборствующих направлений махаяны, напр, концепцию шуньяты школы мадхьямака (см. Саньлунь-цзун), концепции алая-виджняны («сознание-сокровищница») и татхагата-гарбхи («сокровищница „так приходящего"») школы йога-чара. Их синтезу способствовала развиваемая в трактате доктрина «единого сознания» (кит. и синь), к-рое отождествляется с татхагата-гарбхой и в то же время с татхатой — «истинной реальностью», характеризуемой одновременно как «истинная пустота» и «истинная непустота». Под «пустотой» татхаты подразумевалось, что «истинная реальность» изначально свободна от всякой «омраченности» (кит. у мин) или «загрязненности» (кит. анъ). Под «непустотой» имелось в виду, что татхата обладает различными позитивными характеристиками и свойствами (вечность, неизменность, чистота, самодостаточность и т.д.). Вместе с тем в «М.» утверждается, что «единое сознание», представляющее собой изначально чистую, универсальную и всеобщую основу сознания всех живых существ, имеет две ипостаси — абсолютную и относительную, каждая из к-рых, в свою очередь, охватывает все аспекты бытия и содержит в себе все многообразие «вещей и явлений» феноменального мира. Абс. ипостась «единого сознания» — «чистая» и «неомраченная» сущность сознания всех живых существ — находится в гармоничном единстве с «истинной реальностью» и адекватно ее отражает. Источник «омрачения» и его «первопричина» усматриваются в татхагата-гарбхе, порождающей как «чистые», так и «омраченные» дхармы. Динамика процесса «омрачения» сознания и взаимодействия «омраченного» сознания с «неомраченным» объясняется с помощью концепции алая-виджняны. Абсолютная и относительная ипостаси «единого сознания» обусловливают друг друга, непрерывно вступая в противоборство и снова объединяясь т.о., что одновременно представляют собой «единое» и «неединое», содержат в себе как «просветленную», так и «омраченную» сущности. На основе этих концепций в «М.» разработана универсальная доктрина «просветления», к-рая обосновывает возможность как «постепенного» (кит. цзянь у), так и «внезапного» (кит. дунь у) достижения «просветленного» состояния сознания. Присущий «М.» универсалистский и синтетич. подход к интерпретации важнейших махаянских положений оказал влияние на все школы дальневост. буддизма поздней махаяны, способствуя преодолению сектантских разногласий относительно ряда понятий и категорий и разработке обобщающих концепций. Имеются полные переводы на англ. (D.T. Suzuki, 1900; Y.S. Hakeda, 1967) и рус. (Е.А. Торчинов, 1997) яз.


Изд.: Açvaghosha's Discourse on the Awakening of Faith in the Mahäyäna / Tr. by Teitaro Suzuki. Chic, 1900; Да шэн ци синь лунь (Шастра о пробуждении веры в махаяну). Сянган, 1926; Трактат о пробуждении веры в Махаяну / Пер., предисл. Е.А. Торчинова. СПб., 1997.
Лит.: Мотидзуки С. «Дайдзё кисинрон»-но кэнкю (Изучение «Шастры о пробуждении веры в махаяну»). Токио, 1922; Hakeda Yoshito S. The Awakening of Faith. N.Y., 1967; Абаев H.B. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосиб., 1989. С. 245-256.

Н.В. Абаев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика