Майтрея

Майтрея (санскр. Maitreya, кит. Милэ, кор. Мирык, яп. Мироку — «Тот, кто есть любовь»)— просветленное существо, бодхисаттва, к-рого Будда Шакьямуни назвал буддой будущего, но к-рый явится на землю в конце данного мирового периода (кальпа). Считается, что в наст. вр. он пребывает на небе Тушита, откуда в свое время снизошел на землю и Шакьямуни. В отдельные историч. эпохи культ М. играл видную роль в буддизме Китая, Мьянмы и др. стран, но наибольшее развитие он получил в Корее. В мифах о началах школы йогачара повествуется, что ее основоположник Асанга получил первые пять текстов от бодхисаттвы М. непосредственно на небе Тушита.


Лит.: Williams P. Mahayana Buddhism. The Doctrinal Foundations. L., 1989; Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000; Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001.

В.П. Андросов

Один из самых популярных святых в дальневост. буддизме, носитель грядущего благого начала, процветания, блаженства — в настоящее время пребывает на небе Тушита (кит. Доушуай). Соответственно в иконографии нынешний Милэ изображается в обличье бодхисаттвы (пуса), восседающего на небе Тушита. Изготовление изображений Милэ в Китае зафиксировано впервые в V в. После этого установление статуй Милэ постоянно упоминается в жизнеописаниях кит. буддистов. Первоначально изображался в том же стиле, что Гуань-инь (санскр. Авалокитешвара), но с XIII-XIV вв. приобретает свои особые черты. Наиболее ярко они проступают в изображениях грядущего будды, в облике к-рого Милэ получил широчайшее распространение в кит. нар. скульптуре (камень, фарфор, дерево), где именуется в просторечии Бу-дай хэ-шан. В скульптурных группах — чаще всего в паре с Шарипутрой (кит. Шэли-цзы). Кроме статуи идущего Бу-дай хэ-шана распространены также изображения сидящего Бу-дай хэ-шана с четками в правой руке, лежащей на колене. В Корее, как и в Китае, встречаются гигантские статуи Милэ, высеченные на скалах в безлюдных местах.

Лит.: Werner E.Т.С. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932; Мошидзуки Синко. Буккё дайдзитэн (Большой буддийский словарь). Токио, 1963. С. 4815-4819; Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994.

Л.Н. Меньшиков

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика