Майтри

Майтри (санскр. maitrï, пали mettï — «дружелюбие», «благоволение») — одна из двух осн. категорий инд. альтруизма (вторая из них — каруна, «сострадание»), сорадование с др. существами.

Совершенство М. почитается всеми тремя осн. инд. религиями. В «Ману-смрити» (VI.8) она входит в список осн. добродетелей, в к-ром занимает третье место после изучения Вед и скромности и предшествует вниманию. В «Йога-сутрах» (1.33) М. названа в качестве первого из средств очищения сердца, за к-рым следуют сострадание (каруна), радость-симпатия (мудита) и безразличие (упекша). По толкованию Вьясы к этой сутре, в отличие от сострадания (каруны), к-рую следует испытывать по отношению к несчастным, М. обращена на счастливые живые существа, а Вачаспати Мишра уточняет, что М. — это добросердечность (саухарда), устраняющая даже следы зависти. В базовом джайнском тексте «Таттвартхадхигама-сутре» (VII.6) Умасвати М. также идет первой в том четырехчастном списке полезных упражнений для души, к-рый следует за начальным «обетом» (вратой). Отличие от йогического перечня только в том, что за М. следует не сострадание, а радость (прамода), затем уже сострадание и безразличие (мадхъяста).

Концепция М., однако, специально разрабатывалась только в буддизме, где М., наряду с состраданием (каруной), мыслилась как одно из совершенств (парамиты). В поучениях Будды М. характеризуется как одно из важных средств очищения сердца (Дигха-никая 1.251; Самъютта-никая 11.265; Ангуттара-никая IV. 150). Именно из текстов Палийского канона йогины и джайны заимствовали представление об иерархии высших состояний сознания, называемой «четыре пребывания Брахмы» (чатваро брахмавихарах), в основании к-рой лежит M., a верхний ярус составляет безразличие. Данная иерархия воспроизводится и в «Дружественном письме» Нагарджуны (ст. 40), и в абхидхармическом махаянском тексте «Дхарма-санграха» (матрика XVI), и в «Таттва-сиддхи» Харивармана (ок. III в.), знаменитом компендиуме учения школы бахушрутия; М. также подробно рассматривается в трактате «Махапраджняпарамита-упадеша», ложно приписываемом Нагарджуне. В знаменитой раннемахаянской «Дашабхумика-сутре» (ок. III в.), где, как и следует из ее названия, были расписаны 10 ступеней восхождения того, кто следует пути бодхисаттвы, на третьей ступеньке — «лучезарной» (прабхакари) — адепт становится «светильником учения», способным к уразумению сокровенных умозрительных истин. Он овладевает совершенством терпения (кшанти), денно и нощно упражняясь в изучении махаянских сутр. На этой же ступени он становится мастером четырех классич. медитаций, к-рым соответствуют четыре «обители Брахмы»; он поэтапно развивает благостность, сострадание (каруну), сорадование (М.) и бесстрастие и уже начинает излучать свет в небесных регионах, обладая безграничной свободой от ненависти, зависти и враждебности к к.-л. живому существу. В «Висуддхимагге» Буддагхосы расписывается медитативное упражнение, благодаря к-рому адепт может обрести состояние М. Тот, кто начинает работать с этим «объектом», должен прежде всего выбрать для этого в качестве «опоры» реального человека того же пола, к-рый ему и не близок, и вместе с тем не вызывает у него антипатии, не нейтрален и не враждебен к нему. По отношению к данному лицу адепт должен культивировать любовь как средство устранения злобы и достижения терпения. В альтруизме желательно тренироваться вначале на учителе, а затем уже переходить к любимым, нейтральным, враждебным персонам, используя любовь, к-рая была накоплена на предыдущей стадии, как базу для более трудного упражнения. Признаки того, кто уже обладает М., таковы: в его поведении не выражено предпочтение к себе, к любимым, нейтральным или враждебным лицам, но он источает равное ко всем благоволение. Теперь он может уже переходить к более трудным упражнениям, начиная с овладения состраданием (каруной).

То, что М. располагается в нижней части иерархии «великих состояний Брахмы», то, что в буддизме состояние безразличия однозначно превосходит М. по своей ценности, а также технологич. подход к «тренировкам в любви» с осознанием адептом своих все больших и больших достижений исключают возможность реально сопоставить М. с христианской любовью, аналоги к-рой, при всей мнимой близости двух религий, в буддизме отсутствуют. Занятия каруной есть точно такая же технология в достижении уже др. состояния, и то, что, как правило, интерпретируется в виде буд. этики, есть на деле средство «реализации» высших, «транс-этических» состояний, к-рые онтологически укоренены в буд. отрицании «я» (анатмавада).


Лит.: Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993; ElPh. Vol. 8. Buddhist Philosophy from 150 to 350 A.D. / Ed. by K.H. Potter. D., 1999; Шохин В.К. Древняя и средневековая Индия // История этических учений / Под общ. ред. A.A. Гусейнова. М, 2003.

В.К. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика