Макигути Цунэсабуро

Макигути Цунэсабуро 牧口常三郎 (1871, дер. Арахама, преф. Ниигата, — 1944, Токио) — основатель и первый президент яп. буд. светской организации Сока кёику гаккай (позже переименована в Сока гаккай). Родился в семье Нагамацу Ватанабэ, но в возрасте шести лет был усыновлен Макигути Дзэндаю и взял его фамилию. М.Ц. известен также как географ и педагог, создавший прогрессивную педагогич. систему «Сока» {сока — «созидание ценностей»). Будучи директором школы на протяжении 20 лет и став буддистом в возрасте 57 лет, он разрабатывал свои педагогич. и филос. идеи.

В 1930 создал Сока кёику гаккай (Педагогическое общество созидания ценностей). Его первыми членами были педагоги, к-рые разделяли идею «созидания ценностей», но скоро в состав об-ва вошли люди и др. профессий. Возникнув в условиях главенства гос. синто над всеми остальными вероисповеданиями и жесткого идеологич. контроля, Сока кёику гаккай вскоре попало в список преследуемых религ. организаций. В 1943 М.Ц. был арестован за антивоенную деятельность и скончался в заключении.

М.Ц. выражал свою озабоченность милитарист, направлением гос. политики и утверждал необходимость перехода от военной, политич. и экономич. борьбы к борьбе за гуманистич. ценности. Его идеи были отражены в книге «Сока кёикугаку тайкэй» («Педагогическая система созидания ценностей», 1930-1934), в издание к-рой большой вклад внес его ученик Тода Дзёсэй. Во втором томе этой работы М.Ц. предложил понимание «ценности» как «пользы», противопоставляемой им «истине» — одной из трех ценностей (вместе с «красотой» и «добром») в неокантианской ценностной системе. Истина есть адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Это суть идентификации, гносеологич. утверждение об объекте или событии. «Ценность» же, согласно М.Ц., подразумевает отношение человека к некоему «объекту». Ценности сами по себе относятся к объектам жизнедеятельности человека и являют собой результаты субъективного воздействия предмета или события на людей и их бытие. Т.о., ценности могут быть созданы и приумножены, тогда как истина — нет. Обретение ценностей М.Ц. рассматривал в качестве условия достижения счастья отдельного человека и об-ва в целом. На эту же цель, согласно М.Ц., направлено и учение Нитирэна, положения к-рого он пытался соединить со своей теорией ценностей.


Соч.: Макигути Цунэсабуро дзэнсю (Полное собрание сочинений Макигути Цунэсабуро). Т. 1-9. Токио, 1983-1988.
Лит.: Мурао Коити. Коккасюги то татакатта Макигути Цунэсабуро (Макигути Цунэсабуро, боровшийся с национализмом). Токио, 2002.

Тайра Сунао

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика