Манасикара

Манасикара (пали, санскр. manasikära, manasi, местный падеж слова manas, kära от kr «делать» — «действие», «делатель», в лит-ре: «принимать близко к сердцу») — термин буд. философии, обозначающий внимание (букв, «действие в уме, умственное действие») как один из пяти факторов психич. деятельности (нама\ см. Нама-рупа), наряду с ощущением (ведана), познанием (пали сання, санскр. санджня), намерением (четана) и контактом (пали пхасса, санскр. спарша). М. входит и в др. списки дхарм, напр, в список чайтта-дхарм (см. Чайтта), сопровождающих сознание (читта). В процессе восприятия М. совершает выбор объекта для дальнейшей обработки со стороны читт (или виджнян — способностей распознавания). Различаются два вида М.: панча-двара-ваджджана-читта, «внимательность по отношеню к пяти дверям», к-рая определяет, каким чувственным органом (индрия) воспринимать данный объект (глазом, ухом, языком, носом или кожей), а также мано-двараваджджана-читта, «внимательность по отношению к двери ума». Эти две читты осуществляют познавательный процесс в течение всей жизни индивида. Напр., согласно Ангуттара-никае (4.158), «при наличии неповрежденного глаза и внешней формы, вошедшей в поле зрения, а также акта внимания имеется возникновение соответствующей доли распознавания (виджняна-бхага)», т.е. зрительной виджняны.

Однако сам выбор объекта внимания не является спонтанным, он определяется кармой индивида. Находясь в одном месте, одни люди замечают одно, другие — другое. Буд. авторы объясняют избирательность внимания установками личности, созданными в прошлом опыте. Внимание обычного человека, как правило, обусловлено его привязанностями и неприязнями, к-рые с буд. т.зр. являются тормозом духовного развития. Согласно Ангуттара-никае (5.113-114), «необработанное» внимание запускает в действие развертывание серии неблагоприятных состояний: отсутствие осознавания (пали сати, санскр. смрити) и ясного понимания, неконтролируемость чувственных способностей (индрий), дефектные действия тела, речи и ума, возникновение пяти препятствий (аварана) и невежества (авидья). Чтобы изменить это положение дел, следует культивировать систематическое, или методическое, внимание (йонисо-манасикара), состоящее в практике сати/смрити и джхан!дхьян.


См. лит. к ст. Манас.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика