Мано-виджняна

Мано-виджняна (от санскр. manas, «ум», «интеллект», «менталитет»; vijnäna, «распознавание», «сознание») — последняя из шести форм когнитивного распознавания (виджняна), ментальное распознавание наряду с чувственным — зрительным, слуховым, обонятельным, вкусовым, осязательным. Как и чувственные виджняны, М. мгновенна (анитья).

Обычно виджняны обозначаются по чувственной способности (индрия) — «зрительная» виджняна и т.п., однако у М. нет своей индрии, поэтому она обозначается по объекту-опоре (ашрая), к-рым является манас в традиц. абхидхармическом смысле прошедшего момента чувственного распознавания. Согласно Самъютта-никае (IV.69), условиями М. являются манас и дхармы — мысли, концепты и т.п. Палийские супы содержат не слишком много информации о месте М. в процессе познания. Нек-рые уточнения можно найти в постканонич. и комментаторской лит-ре. Согласно «Милинда-паньхе», сначала возникают пять чувственных распознаваний (виджнян), а затем и М. О самой М. сказано, что в отличие от пяти виджнян, каждая из к-рых строго детерминирована категорией (зрительная не может направляться на объекты обонятельной), М. касается разных чувственных сфер.

В чем состоит акт ментального распознавания? По разъяснению «Абхидхармакоши» (Ш.ЗОс-d), «зрительное распознавание различает синее, но не [мысль] „это синее"; ментальное распознавание различает и синее и [мысль] „это синее"». Иными словами, М. распознает и чувственный объект, воспринятый индриями в предшествующий момент, и идею, или представление об этом объекте. Можно сказать, что М. возникает как когнитивная реакция на предшествующий момент чувственного распознавания синего цвета в виде соответствующей концептуализации («это синее»). В абхидхарме момент М. следует за моментом чувственного восприятия. С т.зр. йогачары, если М. неодновременна с моментом чувственного распознавания, то она не может дать ясного представления об объекте, поскольку лишается непосредственности, ведь когда мы судим об объекте по памяти, а не по непосредственному ощущению, представление о нем не является таким ярким и отчетливым, каким оно бывает в непосредственном опыте. Кроме того, М. возникает и в отношении чисто ментальных объектов, не связанных с перцептивным опытом, к-рые в текстах называются дхармы/дхаммы и ассоциируются с витаркой (выбором объекта) и вичарой (его исследованием; см. Витарка — вичара). Последние считаются кармическими факторами (санскара) речи (вини). Однако М. не самопознающа: нельзя сказать, что вслед за сознаванием чувственного восприятия происходит осознавание акта М. со стороны следущей М.


См. лит. к ст.: Абхидхарма; Дхармы; Манас.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика