Маппо

Маппо («конец Дхармы», «конец Закона»), также массэ («последний век»), мацудай («последние времена», «последние правления») — в яп. буддизме последняя из трех эпох в истории Дхармы (см. Три века Дхармы). Учение о М. основано на ряде сутр, где Будда Шакьямуни предсказывает, что после его ухода в нирвану 1000 (или 500) лет просуществует «правильная Дхарма», затем 1000 (или 500) лет — «подобие Дхармы», и далее 10 000 лет продлится «конец Дхармы». Это предсказание совмещалось с представлениями о том, что мироздание совершает свой полный кругооборот за четыре эпохи: «становления», «пребывания», «разрушения» и «опустошения». По мере приближения к распаду мира условия жизни в нем становятся все тяжелее, способности людей ослабевают и они все хуже усваивают Закон-Дхарму. Яп. мыслители, рассуждая о М., опирались и на те указания в сутрах, где сказано, для какой из эпох предназначена та или иная проповедь. Напр., «Сутра о Наставнике-Врачевателе» (кит. «Яо-ши цзин»; см. «Яо-ши Лю-ли-гуан жулай бэнь юань гун дэ цзин») обращена ко временам «подобия Закона», «Лотосовая сутра» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра»)— к последнему 500-летию «замутненного и злого века» в ту же эпоху «подобия Закона», а сутры о Чистой земле — к веку «конца Дхармы». Годом начала М. в Японии обычно считался 1052-й год — спустя 2000 лет после нирваны Будды, к-рую кит. источники («Чжоу шу и цзи» — «Записи о необычном в „Книге об [эпохе] Чжоу"», VB.) ОТНОСИЛИ К 949 до н.э., реже— 552, т.е. через 1500 лет после нирваны (в 552, согласно летописи «Нихон секи», вопрос о почитании Будды впервые обсуждался при дворе яп. государя). Понятие М. в яп. источниках имеет значения: 1) упадок буд. общины, невежество монахов, распри между храмами; 2) порча нравов людей вообще; 3) нарастающий упадок мира в целом, все более частые природные бедствия. Учение о М. соотносилось с предсказаниями, что солнечная богиня Аматэрасу будет хранить род государей Ямато на протяжении лишь ста правлений (1052-й год пришелся на правление 70-го государя). Из того, что мир вступил в эпоху М., могли делаться разные выводы: нельзя слишком строго судить монахов, следует чтить их даже за малые достижения («Японские легенды о чудесах» [«Нихон рёики»], VIII в.; «Записки при свете светильника о конце Закона» [«Маппо томе ки»], XII в.); нужно ограничить свои запросы до минимума и радоваться тому, что еще осталось в рушащемся мире («Записки из кельи» [«Ходзё ки»], XII в.); достичь освобождения в этом мире невозможно, остается надеяться лишь на возрождение в Чистой земле (по Хонэну); людям предстоят более трудные испытания, чем в прежние времена, и это говорит о величии их подвижничества (по Нитирэну). С представлениями о М. близко связано почитание будды будущего — Мироку (санскр. Майтрея), стремление возродиться на небе Тосоцу (санскр. Тушита), где он пребывает сейчас, или на земле в ту пору, когда он будет снова проповедовать правильную Дхарму. Почитание Мироку предполагало, напр., «погребение сутр» (кёдзука) в горах, чтобы тексты уцелели при бедствиях М. и сохранились до будущего века. Хотя считалось, что при М. подвижничество по большей части бесполезно, но многие обряды совершались совместно монахами и мирянами ради «создания связей» (кэтиэн) — на будущее, когда эти люди снова смогут вместе подвижничать, уже ради освобождения. Противовесом установке на М. могло служить учение об «исконной просветленности» (хонгаку), по к-рому каждый может стать буддой, и условия нынешнего времени этому не препятствуют, а напротив, способствуют. Вместе с тем учения о М. и о хонгаку близки в том, что осн. упор они делают не на постепенное совершенствование, а на полное единовременное достижение цели — будущего рождения в Чистой земле, в новом веке или же на осознание своей уже состоявшейся просветленности. Др. подход, противоположный учению о М, предлагали мыслители из синтоистских школ: по их учению, мир не близится к концу, а тот, кто познает божество и свое тождество с божеством, пребывает как бы в «веке богов», в самом начале времен. В XIII в. некоторые мыслители (напр., Догэн и приверженцы рёбу синто) отходят от установки на М. и не рассматривают свою эпоху как век упадка.


См. Три века Дхармы.
Лит.: Marra M. The Development of Mappo Thought in Japan // Japanese Journal of Religious Studies. 1988. № 15/1. P. 25-54; 1988. № 15/4. P. 287-305; Rhodes R. Recovering the Golden Age: Michinaga, Jokei and the Worship of Maitreya in Medieval Japan // Japanese Religions. 2000. Vol. 23 (1 & 2). P. 53-71; Трубникова H.H., Бачурин А.С. История религий Японии. IX-XII вв. М, 2009. С. 294-301.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика