Матрика

Матрика (пали mätikä, санскр. mätrkä, «мать», «матка», «матрица») — классификационные списки или перечни элементов учения Будды, созданные для удобства запоминания и последующего усвоения (гл. обр. через медитацию) и предназначенные прежде всего для наставления монахов. Жанр М. получает особое развитие в Абхидхарме (3-й части Палийского канона Типитаки) и абхидхармической философии. Однако к первым его образцам можно причислить и учения основателя буддизма — Будды Шакьямуни о Четырех благородных истинах (см. Чатвари арья сатьяни) и Восьмеричном пути, пяти скандхах, девяти или 12 ниданах (звеньях) взаимозависимого возникновения (пратитья самутпада). Помимо названных известны и др. М., приписываемые Будде, к-рые носят преимущественно психотехнич. характер: 1) четыре базы самоосознавания (см. Смрити); 2) четыре «правильных» усилия (самма-прадхана), направленные на устранение неблагоприятных дхарм, к-рые уже возникли, на предотвращение возникновения новых неблагоприятных дхарм, на появление благоприятных дхарм, к-рые еще не возникли, и на сохранение тех благоприятных дхарм, к-рые уже возникли; 3) четыре основы сверхъестественных сил (иддхи-пада): концентрация воли, мысли, энергии, различающей способности (среди иддхи перечисляются способности размножать свою телесную форму, преображаться в др. формы, производить др. тела ментальным усилием, а также всепроникающее знание, всепроникающая концентрация и т.п.); 4) пять индрий (зд. сил-способностей): вера (саддха), энергия (шакти), самоосознавание (сати), концентрация (самадхи) и мудрость (праджня); 5) пять сил (бала): в сущности — те же индрий, но более развитые, способные подавлять те ментальные явления, к-рые им противоположны: вера — ложные взгляды, энергия — лень и инертность, мудрость — неведение и т.п.; 6) семь факторов просветления (самбодхи-анга): самоосознавание, усилие, концентрация, различение дхарм, радость, спокойствие, умиротворение. Пять из них рекомендуется культивировать в качестве «лекарства» против пяти «загрязнений» (асрава): самообладание усмиряет стремление к удовольствию и страстность, различение дхарм — озлобленность, усилие — леность, радость — глупость, спокойствие — неуверенность. Подчеркивается важность выбора главного фактора для конкретного индивида, к-рый зависит от того, каких аффектов в нем больше и какие требуют самого первоочередного устранения. Если адепт не слишком умен, то следует культивировать факторы, увеличивающие силу ума, — самообладание, различение дхарм, усилие. Если же, напротив, ум его слишком активен, то в противовес этому следует развивать концентрацию и умиротворенность. По своему характеру жанр М. достаточно близок жанру сутр брахманистской лит-ры.


Лит.: Рудой В.И. К реконструкции матрик (числовых списков) Абхидхармы // История и культура Центральной Азии. М., 1983.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика