Маудгальяяна и Шарипутра

Маудгальяяна и Шарипутра (санскр. Maudgalyayana, Mahamaudgalyäyana, пали Moggalläna, Mahämoggalläna, кит. Мулянь; санскр. Säriputra, пали Säriputta, кит. Шэли-цзы) — два главных ученика Будды. М. и Ш. дружили с детства, Шарипутра уговорил Маудгальяяну перейти в буддизм из группы скептика Санджаи. Канонич. тексты сообщают, что Маудгальяяна достиг архатства (см. Архат), посредством медитации приобрел магич. способности, позволившие ему перемещаться в др. области универсума, где он наблюдал кармич. страдания живых существ; умер раньше Будды мученической смертью от рук еретиков, что тексты объясняют его плохой кармой (в прежней жизни он якобы убил собственных родителей).

Шарипутра участвовал в разработке доктрин, составляющих абхидхарму, и в частности нумерологич. списков — матрик, каталогизирующих характеристики «объектов», а по сути содержащих систематизации категориального аппарата буддизма. Эти матрики образовали основу первой книги палийской Абхидхарма- питаки — «Дхаммасангани». Кит. традиция приписывает ему авторство «Дхарма- скандхи» — одного из семи собраний сутр Абхидхарма-питаки сарвастивадинов, сохранившегося в кит. переводе Сюань-цзана (выполнен в 659). Инд. буддист Яшомитра (ок. 850) тоже называет автором «Дхармаскандхи» Шарипутру, а Маудгальяяну вслед за Бутоном считает творцом еще одного сочинения из Абхидхарма-питаки сарвастивадинов — «Праджняпти-бхашьи» (сохранился в различающихся по содержанию кит. и тиб. переводах), излагающего буд. мифологию.

Н.А. Канаева

В Китае распространилась легенда о Маудгальяяне, зафиксированная впервые в IX в. и потом ставшая основой многих лит. произведений. Источником легенды служит «Сутра об Улламбане» (кит. «Юйлань цзин», сохранилась только в кит. переводе). По легенде, Маудгальяяна был сыном родителей, принявших обет не убивать ничего живого. Отец после смерти переродился в небожителя, а мать ела мясо и, нарушив этим обет, стала обитательницей преисподней, где подвергалась различным казням. Когда Маудгальяяна, став учеником Будды, погрузился в медитацию, он узнал, что среди праведников на небесах есть только его отец. В поисках матери Маудгальяяна проходит по небесам, а потом по преисподней, где и обнаруживает ее. За ее грехи пища и питье превращаются у нее в огонь. Маудгальяяна обращается с молением к Будде, и тот советует сделать необходимые приношения, после чего мать Маудгальяяны, избавившись от части грехов, выходит из преисподней и превращается в собаку в столице Магадхи — Раджагрихе. Потом Маудгальяяна усердным чтением сутр добивается снятия с матери и остальных грехов, и она снова принимает облик женщины.

Кроме Китая, где были созданы «Бянь-вэнь о Муляне» (см. Бянь-вэнь) и пьеса «Мулянь спасает мать», легенда о Маудгальяяне нашла распространение в Монголии, где он под именем Молон-тойна стал героем сказаний. Публичное чтение сказаний о Маудгальяяне приурочивалось к 15-му дню 7-й луны по кит. лунному календарю, к-рый посвящался молениям об освобождении от грехов усопших предков. В пантеоне ваджраяны Маудгальяяна располагался в верхнем ряду по правую руку от Будды четвертым, восседающим на красном лотосе в облике шраманы, левая рука к-рого сжимает угол монашеского одеяния. В кит. предание о Маудгальяяне включены нек-рые факты из биографии реального историч. деятеля кит. буддизма VII в. Фу Ло-бу, монашеское имя к-рого было Мулянь.


Соч.: ТСД. Т. 16. № 685; Дуньхуан бянь-вэнь цзи (Собрание дунь- хуанских бянь-вэней). Пекин, 1957. С. 701-760; Ойратская версия «Истории о Молон-тойне» / Пер. с ойратского, коммент. и прил. Н.С. Яхонтовой. СПб., 1999.
Лит.: Werner E.Т.С. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932. P. 309-310; Чжао Цзин-шэнъ. Мулянь гуши-ды яньбянь (Эволюция сюжета о Муляне) // он же. Инь-цзы цзи. Шанхай, 1946; Канаока Сёко. Пари дзохон Мокурэн Хэнбун сансю (Три списка «Бянь- вэнь о Муляне» Парижского собрания) // Окураяма гакуин киё. 1959. No. 3; Waley A. Ballads and Stories from Tun-huang: An Anthology. L., 1960. P. 216-235; Березкин Р.В. Развитие жанра баоцзюань (особенности композиции двух «Баоцзюань о Муляне») // Проблемы литератур Дальнего Востока. Сб. материалов Междунар. науч. конф. Т. 1. СПб., 2004. С. 44-54; он же. Лу Синь и изучение китайской простонародной литературы (пьеса «Мулянь спасает мать») // Там же. С. 9- 18; он же. Развитие сюжета о Муляне как отражение межкультурного взаимодействия в странах Восточной Азии // Рабочая тетрадь по компаративистике. Язык, общество, культура: сравнительно-междисциплинарное исследование. Вып. 976. СПб., 2005. С. 62-69.

Л.Н. Меньшиков

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика