Миккё

Миккё 密教 («тайное учение») — в яп. буддизме совокупность прикладных знаний о буд. обряде и теорий, объясняющих смысл обряда и причины его действенности. М. восходит к ваджраяне и развивается в Китае в рамках учений школы чжэнъ- янъ-цзун (см. Ми-цзун), а также в трудах отдельных наставников др. школ; в Японии различаются два гл. направления М: школ сингон-сю (томицу) и тэндай-сю (таймицу). Др. школы заимствовали отдельные идеи М. Основу М. составляют «Сутра о Великом солнце» (санскр. «Махавайрочана-сутра») и «Сутра об Алмазном венце» (санскр. «Ваджрашекхара-сутра»); школа тэндай добавляет к ним «Сусиддхикара-сутру». К источникам М. относятся также сочинения Бу-куна (санскр. Амогхаваджра), И-сина и др. кит. наставников.

М. изучает «три тайных действия» (саммицу): 1) обрядовые телодвижения и жесты рук (санскр. мудра); 2) чудотворные «истинные слова» (санскр. мантра) и их сочетания, «заклинания» (санскр. дхарани); 3) «сосредоточение мысли» (санскр. самадхи). Все движения, звуки и мысли в мире М. представляет как «три тайных действия» будды, и т.о. любое событие может быть описано как обряд. Предметом сосредоточения в М. служит обрядовая картина — мандала, где мир предстает как круг почитаемых существ: будд, бодхисаттв, богов и др. Будда Дайнити (санскр. Махавайрочана, или Вайрочана) в М. почитается как главный будда: будды четырех сторон света возникают от его сияния. Затем Дайнити и четверо будд совершают друг другу «подношения светом», и при этом возникают бодхисаттвы, а после и др. почитаемые существа. При обряде приверженец М. должен мысленно представлять себе мандалу, постепенно собирая ее из образов отдельных почитаемых. Благодаря «трем тайным действиям» человек «принимает дар» (кадзи) от будды. Навыки их исполнения передаются от наставника к ученику и требуют особого многоступенчатого посвящения. М. дает ответ на вопрос, как можно путем обряда воздействовать на события в здешнем мире — на составные части того «наваждения», к-рое человек привык считать своим миром. Надобности в подобном воздействии, по сути, нет, ибо всевозможные «миры» всех непросветленных существ и так тождественны истинному миру будды. Однако это не отменяет сострадательной заботы о других, а лишь подкрепляет ее. Подвижник М. не отрекается от собственных нужд и желаний, а сознает свое единство с любым из существ: и с могущественными буддами, бодхисаттвами и богами, и со страдающими людьми, узниками ада и др.

М. противопоставляется другим, «явным» буд. учениям как «глубокое» — «мелким»: М. исходит от самого будды Махавайрочаны в «теле Дхармы», а др. учения — от будд в «теле соответствия» и «превращенном теле»; М. обращено к «коренным» свойствам живого существа (пяти чувствам и уму, которые уже есть), тогда как «явные» учения — к его «способностям» (к-рые еще нужно развивать); М. передается напрямую «из сердца в сердце», а др. учения — опосредованно, с помощью различных «уловок»; М. действует немедленно и позволяет «стать буддой в нынешнем теле» (сокусин дзёбуцу), а др. учения усваиваются постепенно и позволяют стать буддой лишь за неисчислимые кальпы. Др. учения движутся от видимости к истине, а М. видит истину в самих заблуждениях; для др. учений ряд слов складывается в некое одно значение, а М. за каждым знаком видит бесконечное множество значений.

Под влиянием М. так или иначе находились все буд. школы Японии, хотя нек-рые (напр., нитирэн-сю) и отрицали свою связь с М. Представляя весь мировой круговорот как обряд, М. сближается с традицией «исконной просветленности» (хонгаку), хотя и не считает, что вне изменчивых явлений нет отличной от них неизменной сущности. Однако М., как и хонгаку, мыслит любой человеческий опыт как опыт единения с буддой: так, по Кукаю, не только любой текст (в т.ч. небуддийский), но и любое событие может быть прочитано как сутра, т.е. как проповедь вселенского будды Махавайрочаны.


Лит.: Миккё дзитэн («Тайное учение». Словарь). Токио, 1985; Kuroda Toshio. The Development of the Kenmitsu System as Japan's Medieval Orthodoxy // Japanese Journal of Religious Studies. 1996. No. 23/3-4. P. 233-269; Игнатович A.H. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М, 1998. С. 96-195; Abe Ryuichi. The Weaving of Mantra. Kukai and the Construction of Esoteric Buddhist Discourse. N.Y., 1999; Накорчевский A.A. Японский буддизм: история людей и идей (от древности к раннему средневековью: магия и эзотерика). СПб., 2004; Тантрический буддизм. Ч. 1-3. М., 2004.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика