Митхуна

Митхуна, майтхуна (санскр. mithuna, maithuna, «пара», «спаривание», «соитие», «соединение [мужского и женского]») — в индуистском и буд. тантризме (см. Ваджраяна) ритуальное совокупление партнеров по тантрической практике, трактуемое как соединение противоположностей. Цель М. — преодоление двойственности, к-рое достигается не через подавление аффективных и животных проявлений человеческой природы, а через их сублимацию и духовное преображение. Среди противоположностей наиболее часто упоминаются: мужское и женское, активное и пассивное (в буддизме активным было мужское начало, в индуизме — женское), праджня — упая, чистое сознание-Шива и энергия-Шакти, ваджра и шуньята, сансара и нирвана и т.п.

М. входит в состав нек-рых тайных, закрытых для непосвященных ритуалов. Чаще всего М. упоминается в контексте практики панчамакары — ритуального употребления веществ, считающихся ортодоксией «нечистыми», обозначенных словами, начинающимися на букву «м»: матсъя (рыба), мамса (мясо), мадхъя (алкоголь), мудра (прожаренные бобовые семена, обладающие возбуждающим действием) и М. Эти практики имеют и символич. толкование. М. тоже трактуется и как конкретное физич. действие, и как внутреннее духовное преобразование человеческой природы партнеров с помощью особых йогических жестов-«печатей» (мудра), поз, отчетливо визуализированных образов и алхимии внутренних (биполярных) энергий. Иногда использование физич. соития рассматривается как свидетельство низкого уровня посвящения, и только символич. его толкование считается приемлемым для подлинной садханы (духовного пути, реализации). Вместе с тем ряд источников утверждает, что эти практики специально предназначены для «железного века» (кали-юга), когда дух погружен в низкое, в плоть, поэтому только через плоть можно его возродить.

Подготовка к ритуалу М., являющемуся в нек-рых направлениях тантризма кульминацией практик «освобождения» (мокша, нирвана), чрезвычайно сложна и занимает много времени. Партнеры с помощью специальных медитативных упражнений и аскезы учатся контролировать свои чувственные реакции и воспринимать себя и друг друга как божественные сущности. В ходе ритуала, как считалось, они действительно трансформируются в соответствующие божества. В радикальных направлениях тантризма (каулачара) предполагалось, что чем женщина более низка (она должна быть из низкого сословия, заниматься презренной профессией, предпочтительно проституцией или ритуально нечистой физич. работой, напр, стиркой белья), тем она пригоднее для М. в силу парадоксальной логики (именно в низком и обыденном содержится самое ценное и высокое). В результате практики М. партнеры, как считалось, обретают состояние недвойственности (самараса — единство в переживании), испытывая «высочайшее и величайшее блаженство» (парама-махасукха), и вместе с ним сокровенное знание реальности. М. следует отличать от обычного секса, поскольку это ритуальное действо, и в нем половой акт, достигнув своей высшей точки, не завершается семяизвержением — мужчина должен уметь удерживать семя и сублимировать его в высокие типы энергии. Именно это позволяет максимально использовать ресурс содержащейся в человеке духовной энергии, символически представленный в виде «спящей» змеи кундалини. Даже «низкие» страсти в М. при помощи особых методов преображаются в высшие энергии абсолютно просветленного сознания, выводящие за пределы ограниченного человеческого существования. Тантры гласят: «Посредством тех же действий, к-рые заставляют большинство людей гореть в аду тысячи лет, йогин достигает вечного спасения». Тантрическая иконография часто изображает божественные пары в момент М.


См. лит. к ст.: Ваджраяна; Тантры.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика