«Мохэ чжи гуань»

«Мохэ чжи гуань» 摩訶止觀 (кит., яп. «Мака сикан», санскр. «Маха-шаматха- випашьяна») — «Великое прекращение [неведения] и постижение [сути]». Трактат патриарха кит. школы тяньтай-цзун («школа [горы] Тяньтай») Чжи-и (538-597) в 20 цз. Представляет собой запись лекций, к-рые Чжи-и читал в 594 в храме Юй-цюань-сы; отредактированы и изданы его учеником Гуань-дином. Осн. внимание в трактате уделено медитативной практике (см. Медитация в буддизме; Самадхи), учению о чжи гуань (вар. пер.: «самопрекращение и самопостижение»), 10 видам и 10 объектам медитирования, а также 25 подготовительным «упражнениям», в.к-рые входят соблюдение заповедей, психофизич. саморегуляция и т.п.

Цель религ. практики, согласно Чжи-и, заключается в реализации в человеке «мира будды» и подавлении других «миров» (см. Л ока). Это «просветление» достигается в процессе медитации, состоящем в «самопрекращении и самопостижении». Чжи гуань восходит к двум традиц. системам медитативных практик — шаматха (кит. чжи, «прекращать», «искоренять») и випашьяна (кит. гуань, «ясно видеть», «постигать»). Если «медитация покоя» (шаматха) должна была «очистить» сознание от всех прежних объектов и заполнить его безобъектным «ничто», то «инсайт-медитация» («способность проникновения», «проницательность»), как часто называют випашьяну, не затрагивая содержание познавательных актов, изменяла сам их смысл. Ее осн. цель заключалась в проникновении в суть вещей. Чжи-и выделил «пять кратких» и «десять подробных» толкований учения о чжи гуань:

1. «Пробуждение сердца [к стремлению достичь просветления]» (фа синь) — объяснение содержания доктрины с целью побудить слушателя встать на путь «просветления». Этот этап объединяет пять из «десяти подробных» толкований: а) объяснение «великого смысла»; б) «толкование названия»; в) «объяснение вида»; г) «восприятие Учения/Дхармы»; д) объяснение «ограниченных и совершенных» учений.

2. «Овладение действием [согласно правилу]» (сю син) — объяснение, как следовать Учению/Дхарме Будды. Адепт узнает: а) о «методе» и б) непосредственно о продвижении к «состоянию будды».

3. «Ощущение плода» (гань го), т.е. результата познания «великого смысла» чжи гуань и «овладения действием».

4. «Разрыв сети [страстей и заблуждений]» (ле ван).

5. «Возвращение к месту» (гуй чу) — постижение того, что в конце пути адепта ожидает нирвана.

Фундаментальный принцип учения тяныпай-цзун — возможность спасения всех живых существ, т.е. выявление в них «природы будды» (фо син), — нашел выражение в выделении «трех видов чжи гуань». Идея универсальности спасения обусловила внимание к «ментальным способностям» (кит. цзи; впоследствии — важнейшая категория буд. психологии). Классификацию чжи гуань Чжи-и фактически строил в соответствии с «ментальными способностями» адепта к восприятию Учения/Дхармы Будды.

Первый вид чжи гуань — «постепенное» (цзянь цы) следование от «мелкого» к «глубокому». Это метод предусматривает прохождение ряда ступеней от нормирования поведения на психич. уровне посредством заповедей и подготовки к медитативной практике до «сострадания к другим» на стадии архата, затем до стадии бодхисаттвы, помогающего спасаться другим, и достижения пути «вечного существования» (чан чжу). Т.о., осуществляется принцип «сначала — прекращение, потом — постижение». Второй вид чжи гуань — «неопределенное» (бу дин) — позволяет избежать прохождения всей цепи этапов от «мелкого» к «глубокому», применяя в зависимости от обстоятельств ту или иную доктрину без объяснения предваряющих ее доктрин. Третий вид чжи гуань — «совершенное и внезапное» (юань дунь) — заключается во «внезапном просветлении». Признаки юань дунь у Чжи-и говорят о признании единого субстрата — татхаты (ши сян — «истинный вид», чжэнь жу — «истинная таковость»), т.е. о махаянистском характере доктрины. В выделении трех видов чжи гуань проявилось стремление создателя доктринальной основы тяныпай-цзун объединить в ее рамках все другие буд. учения, представив их в качестве компонентов общей системы.

Наиболее эффективным (но и самым сложным для выполнения) является «полное/совершенное и внезапное прекращение [неведения] и постижение [сути]». «Внезапным» является «обретение плода», т.е. озарение и открытие в себе «мира будды», однако ему предшествует долгая практика — постепенное прохождение по ступеням, ведущим к просветлению. В систематизированном виде его описание и дается в трактате, отсюда и его название.


Изд.: Чжи-и I Тиги. Мохэ чжи гуань / Мака сикан (Великое прекращение [неведения] и видение [сути]). Т. 1-2. Токио, 1975.
Лит.: Оно Т. Нихон-но буккё (Японский буддизм). Токио, 1961; Hurvitz L. Chih-i. An Introduction to the Life and Ideas of a Chinese Buddhist Monk. Brux., 1962; Ch'enK. Buddhism in China. Princ, 1964; Игнатович A.H. Тяньтайская доктрина «чжи гуань» (общая характеристика) // XIV НК ОГК. Ч. 1. М., 1983; Stevenson D. The Four Kinds of Samadhi in Early T'ien-t'ai Buddhism // Traditions of Meditation in Chinese Buddhism / Ed. by P. Gregory. Honolulu, 1986; Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М, 1998; Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент, и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998. С. 342-356.

По материалам А.Н. Игнатовича

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика