Моу-цзы

Моу-цзы II — нач. III в. Один из первых кит. апологетов буддизма. Автор трактата «Ли хо лунь» («О понимании и заблуждении»; др. назв. «Моу-цзы ли хо лунь», «Моу-цзы»), построенного в виде диалога между защитником и противником буддизма. Для объяснения буд. доктрин использовал даос, термины и традиц. кит. фразеологию. Опровергал утверждение о забвении буд. монахами принципа «сыновней почтительности» (кит. сяо), настаивая на широкой трактовке этого принципа как заботы о «спасении» родителей. Оспаривал положение антибуддийской пропаганды об «уничтожимости души» (см. «Шэнь ме лунь»), апеллируя к похоронным ритуалам китайцев (обращение к душе покойного с призывом «вернуться» и т.п.). Появление буддизма в Китае связывал с имп. Мин-ди (58-75) дин. Восточная Ханы привел легенду о его вещем сне и посылке им на Запад посольства, для к-рого в граничащих с империей Хань владениях народа юэчжи была написана «Сутра в сорока двух главах» (кит. «Сы ши эр чжан цзин») — компиляция из буд. канонических текстов (предположительно создана в период 58-147, с предисл. кон. II в.). Трактат «Ли хо лунь» вошел в буд. антологию нач. VI в. «Хун мин цзи» («Собрание [сочинений], светоч [истины] распространяющих»).


Лит.: Янгутов Л.Е. Трактат «Лихолунь» как источник по истории китайского буддизма // Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центральной Азии. Новосиб., 1986.

Л.Е. Янгутов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика