Ми-цзун

Ми-цзун («тайная школа»), также ми-цзяо («тайное учение»), чжэнъянь-цзун («школа истинных слов/мантр»). Дальневост. вариант буд. тантризма — ваджраяны. Тантризм (см. Тантры) проник в Китай в VIII в., его первыми проповедниками были Шубхакарасимха, Амогхаваджра и Ваджрабодхи. Первоначально встреченный благосклонно имп. двором дин. Тан (618-907), тантризм вскоре начинает подвергаться гонениям и после XII—XIII вв. почти полностью исчезает в Китае. Вместе с тем элементы тантрич. практики, напр, использование манд ал (кит. маныпуло) — изображений вселенского круговорота, а также мантр (чжэнь янь) — молитв, формул, и дхарани (толони) — отд. литургич. звукосочетаний, сохранились в различных школах кит. буддизма. Непопулярность этого направления объясняется тем, что во многом аналогичные формы религ. практики уже использовались даосизмом как основа методов «обретения бессмертия» (сянь-сюэ), а также отрицательным отношением офиц. идеологии к тантрич. сексуальной символике. Кроме того, назв. школы вызывало к ней подозрительное отношение со стороны правительств, кругов, принимавших М. за тайную секту мятежников. М. предлагает развитую систему психофизич. упражнений йоги для достижения просветления (см. Самадхи). Последователи М. утверждают, что их учение представляет собой кратчайший путь к достижению «состояния будды». Центр, место в их религ. практике занимает произнесение мантр и дхарани, к-рые могут воздействовать на психосоматич. состояние верующего, и созерцание мандал и санскр. букв, окрашенных в имеющие символич. значение цвета, и т.п. Религ. практика М. включает также созерцание и мысленное воспроизведение (визуализацию) изображений божеств, каждая деталь облика к-рых имеет символич. смысл. М. использует и сексуальную символику; изображения сочетающихся божеств означают единение буд. принципов: праджни (кит. божэ; см. Божэ-сюэ) — «мудрости» (женское начало) и упаи {фан бянъ; см. Праджня — упая) — «метода» (мужское начало). Созерцание, по М., предполагает «взаимодействие тела, речи и ума»: определенные позы (санскр. асана, кит. цзо фа), особые жесты (мудра, кит. чжи фа), произнесение мантр, размышление о сущности тантрич. учения и его символах. Для адептов М. характерна вера в достижение в процессе религ. практики сверхъестеств. способностей.

Космологич. учение М. считает универсум космич. «телом» вселенского «первоначала», источника психич. и физич. жизни — будды Вайрочаны. Человек рассматривается как уменьшенная копия этого универсума. На более низком уровне существования космич. будда проявляется в виде «пяти будд созерцания» (дхьяни- будды), «победителей», или татхагат («так приходящий», кит. жу лай), служащих важным объектом религ. созерцания. Каждый из «пяти будд» занимает определенное место в медитативной классификационной схеме: ему соответствуют определенные цвет, сторона света, стихия, орган восприятия, добродетель и т.д. Цель верующего — осознать свое сущностное единство с мировым первоначалом и достичь просветления и нирваны. В X в. М. стала распространяться в Японии, положив начало влиятельной буд. школе сингон-сю. М. оказала сильное влияние на развитие буд. иконографии в Китае.


См. также ст. Миккё.
Лит.: Wieger L. A History of Religious Beliefs and Philosophical Opinions in China from the Beginning to the Present Time. Hsien-hsien, 1927. P. 535-537; Bhattacaryya В. An Introduction to Buddhist Esoterism. Bombay, 1932; Guenther H.V. Yuganaddha, the Tantric View of Life. Benares, 1952.

E.A. Торчинов

Считается, что линия преемственности учения М. начинается с будды Махавайрочаны и далее ее продолжили Ваджрасаттва, Нагарджуна, Нагабодха, Ваджра-бодхи, Амогхаваджра, Хуй-го (746-805). 8-м патриархом М. после Хуй-го стал яп. монах Кукай (774-835), основавший в Японии школу сингон-сю. Кроме восьми патриархов традиция включает двух «великих учителей»: Шубхакарасимху (637- 735) и его ученика И-сина (683-727). Основополагающие тексты М.: «Махавайрочана-сутра» и «Ваджрашекхара-тантра» («Тантра Алмазной вершины»; см. «Ваджрашекхара-сутра»). Из четырех разрядов тантр — крия-, чарья-, йога- и ануттара-йога в Китае были известны и получили относительное распространение чарья- и йога-тантры. Тантры отличаются от сутр использованием символич. формул и образов, к-рые в концентрированной форме передают суть буд. учения. К таким символич. формулам относятся мантры, а также дхарани (букв, смысл санскр. дхарани — «то, что сохраняет»).

Центр, положение в пантеоне М. занимает Ваджрасаттва, символизирующий неразрушимость, непроницаемость, абсолютную пустоту чистого сознания. В догматике М. понятия ваджра (неразрушимость), шуньята (пустота), татхата (истинная природа) являются синонимами. Фактически каждой категории буд. философии в М. соответствует определенный тантрич. символ. Т.о., концептуальное содержание учения и соответствующие этапы психофизич. практики, равно как и конкретные состояния психики практикующего, на разных этапах совершенствования могут быть визуализированы. Наиболее общие визуализированные символич. схемы всего психокосмоса представляют мандалы. Ваджрасаттва как Единый Просветленный (ади-будда) обладает пятью видами мудрости, символизируемыми пятью «божествами» — дхьяни-буддами. Им соответствуют пять общих типов медитации. В тантрич. мантрах определяющее значение имеет непосредственное воздействие звуковых колебаний и модуляций голоса на психофизич. состояние практикующего. Каждому звуку соответствует определенный визуализируемый образ и состояние сознания. Определенное положение тела (санскр. асана), мудры, произнесение мантр во время созерцания направлены на очищение «тела, речи и ума», рассматриваемых в М. как единая взаимодействующая система. Символизации в тантризме подвергаются все стороны жизни человека, в т.ч. и сексуальная, играющая здесь особую роль. Именно это обстоятельство послужило причиной ожесточенных нападок со стороны конфуцианских моралистов, обвинявших адептов М. в безнравственности. Поскольку филос. идеи учения праджняпарамиты имеют для ваджраяны не меньшее значение, чем для буддизма махаяны, патриархи М. уделяли много внимания переводу и распространению праджняпарамиты сутр.


Лит.: Мицзун гун сючи яофа (Методы практики школы ми-цзун). Си- ань, 1993; Тандай мицзун (Школа ми-цзун в эпоху Тан). Шанхай, 1996; Кукай. Избранные тексты. М., 1999; Тантрический буддизм. М., 1999; Ветлужская Л.В. Ваджраяна в традиционной культуре Китая // Седьмая буддологическая конференция. Тезисы. СПб., 2000. С. 12-17.

С.Ю. Лепехов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика