Мудра

Мудра (санскр. mudrä, букв, «печать», «знак авторитетной санкции») — в инд. традиции: 1) жест, имеющий фиксированное символич. и ритуальное значение. М. используются в ритуалах, иконографии и духовных практиках инд. религий, особенно буддизма и индуизма, в классич. школах инд. танца и актерской игры, а также в боевых искусствах Индии. Некоторые М. требуют участия лица и даже всего тела, но в осн. они исполняются пальцами одной или обеих рук. Большинство божественных персонажей и святых буд. пантеона имеют свои характерные М. Осн. М. в буд. иконографии связаны с историей жизни Будды Шакьямуни: абхая-мудра (жест бесстрашия) — символизирует умиротворение, пресечение беспокойства (по легенде Будда «укротил» этим взбешенного слона), бхумиспарша-мудра (жест прикосновения к земле) означает правдивость, истинность (в момент поединка с Марой, богом зла и смерти, Будда этим жестом призывает в свидетели своей правоты землю), дхармачакра-мудра (М. поворота колеса учения) символизирует первую проповедь Будды. По мере распространение за пределы Индии буд. М. получали разное толкование в странах Юго-Вост., Юж., Центр. Азии и Дальнего Востока, напр, в Японии модифицированная абхая-мудра служит символом буд. школы сингон-сю.

М. составляют часть практики йоги. Им приписывается способность направлять энергетич. потоки и тем самым оказывать влияние на физич. и психич. состояние человека. М. символизируют не только качества или действия божеств, но и мантры, а также абстрактные идеи, выражаемые мантрами. Считается, что М. придают ритуальному действию законченный и авторитетный характер, являясь своего рода «печатью» (букв, значение слова М.) божества. М. делятся на очистительные, связанные с подготовкой к ритуалу и М., с помощью к-рых божество спускается, чтобы принять участие в ритуале. В ваджраяне утверждается, что через подражание характерным М. того или иного божества адепт сам становится этим божеством. Он приносит себя в жертву божеству, а взамен получает божественную личность.

2) В тантристской практике панча-макара М. называются жареные зерна, используемые как афродизиаки.

3) В тантризме — женщина-партнерша по митхуне, любовному слиянию.


См. также ст. Санскрита-дхармы — асанскрита-дхармы.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика