Мусо Сосэки

Мусо Сосэки 夢窓 疎石 (1275, пров. Исэ, совр. преф. Миэ, — 1351, г. Хэйан, совр. Киото) — яп. буд. мыслитель традиции дзэн-буддизма, знаменит как каллиграф и художник, считается основателем яп. искусства обустройства садов. Учился в школах тэндай-сю и сингон-сю, также у И-шань И-нина (1247-1317, кит. монах, жил в Японии), Кохо Кэннити (1241-1316) и др. наставников дзэн-буддизма. М.С. был настоятелем нескольких храмов и личным учителем нескольких государей и военных правителей — сегунов. Заложил основу общегос. сети храмов во главе с храмами школы риндзай-сю («система пяти монастырей», годзан). В отличие от многих приверженцев дзэн-буддизма М.С. не отказывался от изучения и толкования канонич. текстов, сравнивая книжников с добрыми людьми, на перекрестках предлагающими чай прохожим. Поддерживая установку школы риндзай на обучение с помощью коанов (кит. гун-ань), указывал, что любой текст можно читать как коан, т.е. размышлять над ним и благодаря этому прийти к озарению. Сам М.С. писал стихи и прозу в жанре «бесед» (мондо). В «Собрании бесед во сне» («Мутю мондо», 1319-1351) обсуждаются богатство и бедность, допустимость молений и обрядов ради обретения «пользы и выгоды в этом мире» (гэндзэ рияку), благая и дурная карма, влияние злых «демонов» и способы избежать «злого пути», единство тела и сознающего сердца, различение истинных и ложных учений, а также дается краткий обзор истории дзэн-буддизма в Японии. М.С. исходит из «естественного взгляда» (сидзэнкан) на мир и человека, согласно к-рому человек в любых своих занятиях проявляет свою природу, а она тождественна «природе будды», и, следовательно, достичь озарения можно, занимаясь любой деятельностью: обрядовой, хозяйственной, художественной и пр. «Беседы» содержат множество отрывков из буд. преданий, рассказов о кит. наставниках чань и др., в них соединяются светский и монашеский подходы ко всевозможным предметам с т.зр. дзэн-буддизма. «Ночные беседы на западной горе» («Сэйдзан ява», 1340-е) составил один из учеников М.С. на основе разговоров последнего с монахами и мирянами. Разъясняя понятие «коан», М.С. на примерах из сутр и рассуждений кит. наставников показывает: между словесным и невербальным способами обучения нет четкой грани. «Предварительное условие состоит в том, чтобы между словами и мыслями не было никакой связи. Но и в этом случае в качестве временного вспомогательного средства используются слова и мысли».


Соч.: ТСД. Т. 80, № 2555; Мусо Сосэки. Беседы во сне / Пер. A.M. Кабанова // Буддизм в переводах. Вып. 1. СПб., 1992. С. 131-150; Мусо Сосэки. Сэйдзан ява (Ночные беседы на западной горе) / Пер. А.М. Кабанова // Буддизм в Японии. М., 1993. С. 627-645; Годзан бунгаку (Поэзия дзэнских монастырей) / Пер. A.M. Кабанова. СПб., 1999; Muso Soseki. Gespräche im Traum / Deutsch von Taro Yamada und Guido Keller. Frankfurt a.M., 2005.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика