Наланда

Наланда (санскр. Nälanda; др. назв. Наландара, Налендра) — буд. монастырский комплекс в Сев.-Вост. Индии (Бихар). Основан царем из династии Гуптов — Кумарагуптой I (413-455), известным также под именами Шакрадитья, Махендрадитья. В строительстве монастыря принимали участие и др. представители династии Гуптов (Буддхагупта, Татхагатагупта, Баладитья). Н. фактически был первым международным университетским центром, в к-ром велось систематич. обучение по программе «великих книг пяти наук»: 1) грамматике и лексикографии; 2) искусствам и ремеслам; 3) медицине; 4) логике; 5) философии. Во времена паломничества Сюань-цзана (600-664), посетившего Н. в 1-й пол. VII в. и проведшего там два года, в Н. проживало 10 тыс. человек, из них 3 тыс. студентов и 1500 преподавателей. В период наивысшего расцвета ун-та (кон. XII в.) в нем насчитывалось 10 тыс. студентов и 2 тыс. преподавателей из разных стран, в частности из Китая, Персии и Греции. На 14 гектарах располагались 11 монастырей и пять храмов. Университетская библиотека помещалась в трех больших зданиях: «Ратнасагара», «Ратнодадхи» и «Ратнаранджака». В «Ратнасагаре», насчитывавшей девять этажей, хранились редкие и священные книги, в т.ч. праджняпарамитские тексты (см. Праджняпарамиты сутры) и тантры. Ун-т находился под патронатом Харшавардханы (606-647) из Канауджа, а также царей из дин. Пала.

Город Н. еще до основания ун-та являлся центром буд. учености. Согласно преданию, Будда Шакьямуни в разные периоды своей жизни посещал это место. Он останавливался в манговой роще в Н. во время последнего путешествия из Раджагрихи в Кушинагару перед вступлением в паринирвану (см. Нирвана). Именно в Н. Будда впервые встретил двух своих любимых учеников — Маудгальяяну и Шарипутру, к-рые были родом из этих мест. Здесь же Шарипутра окончил свои дни, и его прах был погребен в ступе, воздвигнутой в его честь.

Н. была местом, где вели свою проповедническую деятельность и др. религиозные учителя: Маккхали Госала, Махавира, Викрама Самват. В Н. преподавали такие выдающиеся буд. мыслители, как Нагарджуна, Арьядэва, Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти, Чандракирти, Шилабхадра, Падмасамбхава, Шантаракшита. Именно усилиями Падмасамбхавы и Шантаракшиты буддизм стал распространяться в Тибете. Впоследствии значительное количество тиб. монахов получали образование в Н., в т.ч. Таранатха.

Наиболее известные из числа буд. паломников, побывавших в Н., — Фа-сянь (337-422), Сюань-цзан, И-цзин (635-713) оставили весьма ценные с историч. т.зр. описания Индии и Н. В «Записках» Фа-сяня Н. упоминается прежде всего как место рождения и паринирваны Шарипутры. И-цзин прожил в Н. 10 лет. По заказу Сюань-цзана и И-цзина в Н. было переписано около 800 книг, к-рые были ими приобретены и вывезены в Китай.

Из наиболее известных и почитаемых каменных и бронзовых изображений, хранившихся в Н., упоминают статуи Кхасарпаны (Авалокитешвары), Манджушри «С повернутой шеей», Тары «Без украшений». До наших дней дошли изображения Будды, Праджняпарамиты, Сарасвати, Вишну, Шивы.

Система образования в Н. складывалась в течение неск. веков. Первоначально Н., как и все буд. монастыри, представлял собой место, специально приспособленное для особой религ. практики монахов. Со временем трансформировалось и расширилось как понятие религ. практики, так и функции буд. монастырей в Индии, превратившихся в крупные культурные и образовательные центры со значительными библиотеками, где велась не только преподавательская, но и исследовательская работа. Принципиально важной чертой образовательной системы этих монастырей было то, что буд. канон перестал быть в них единственным предметом изучения. Студенты этих монастырских школ получили возможность изучать все культурно значимые предметы — вероучение др. религий, небуддийские филос. системы (хотя, разумеется, с буд. позиций) и даже в нек-рых из них прикладные науки, такие как агрокультура и архитектура.

Формирование набора буд. дисциплин и корпуса религ. текстов для изучения началось в IB., когда Нагарджуной было положено начало комментированию праджняпарамитских текстов; затем, в период наиболее интенсивного создания филос. комментаторской литературы (IV-VII вв.), Буддхапалита и Чандракирти продолжили традицию Нагарджуны по разработке учения о срединности (мадья-маки) и дали наиболее ясную и полную в инд. филос. лит-ре трактовку «конечного смысла» (нитартха) сутр праджняпарамиты, Дигнага и Дхармакирти создали принципиальные работы по прамане — буд. логике и теории познания, а Васубандху в «Абхидхармакоше» и Гунапрабха в «Виная-сутре» свели результаты исследований таких разделов хинаянского канона, как Абхидхарма и Виная соответственно.

Обучение в Н. разделялось на общее начальное и высшее специальное. Общее обучение начиналось с шестилетнего возраста с освоения азбуки «Сиддха-матрика» в 300 шлок. После этого изучались сутры «Аштадхьяи» Панини, самого древнего труда по грамматике санскрита, дошедшего до нашего времени. В 10 лет начинали изучать «Кашика-вритти» Джаядитьи, коммент. к грамматике Панини (см. Комментарий). По завершении курса проводился диспут, на к-ром учащиеся в публичном состязании демонстрировали свои успехи в овладении предметом. По результатам диспута им присваивались ученые степени.

Наличие специального филос. образования, наряду со строгим соблюдением монашеских обетов, считалось совершенно необходимым и для получения административных должностей в монастыре. Помимо «больших» дисциплин в буд. монастырях изучались т.н. «малые науки», к к-рым относились поэтика, стилистика, синонимика, музыка с танцами, астрология. Эти науки считались «светскими», но они были востребованы, являлись неотъемлемой частью традиц. культуры и их преподавание давало доход монастырю.

В Н. широко развивалась практика публичного диспута, являющаяся одним из наиболее своеобразных институтов традиц. инд. культуры. Процесс образования базировался на буд. теории познания, выделявшей три основных познавательных процесса: 1) слушание, 2) обдумывание и 3) созерцание, предполагавшее реальное осуществление в собственном потоке психики того, что обдумано и понято. В процессе обучения учащиеся вначале заучивали изучаемые тексты наизусть, затем, слушая разъяснения учителя, читая комментарии и участвуя в диспутах, добивались понимания заученного и потом, в процессе религ. практики, овладевали ранее теоретически изученным. В результате достигалось владение текста в таком объеме и на таком уровне, что монахи могли целыми днями диспутировать на философские темы, на память цитируя выдержки из объемистых филос. трактатов. Роль буд, монастырей в формировании буд, цивилизации невозможно переоценить. Именно в инд. буд. монастырях впервые на регулярной основе стали изучать и преподавать медицину и оказывать врачебную (нередко бесплатную) помощь нуждающимся. Можно сказать, что с буд. монастырей берет начало сфера социальных услуг как общественный институт.

Устройство и уставы инд. буд. монастырей воспроизводились, с небольшими вариациями, во всех буд. странах, что и обусловило в конечном счете целостность буд. цивилизации. Следует отметить, что помимо влияния на духовную сферу жизни в тех странах, где распространялся буддизм, деятельность монастырей существенно изменяла традиц. структуру хозяйственной деятельности. Крупнейшие монастыри во всех буд. странах были сосредоточием всех культурных и материальных сокровищ, выполняя отчасти и функцию банков. Цивилизационная роль буд. монастырей этим не ограничивалась: они больше, чем какие-либо другие гос. или обществ, институты, способствовали развитию художественной культуры в странах Вост., Центр, и Юж. Азии, являлись во многих буд. странах осн. стимуляторами и для ремесленного производства.

Активная деятельность ун-та в Н. прекратилась в 1193, когда Мухаммад ибн- Бахтияр разрушил и сжег монастырь. Свидетели утверждали, что библиотека горела три месяца. Вместе с тем из воспоминаний тиб. переводчика Чак-лоцавы Чойрджепела (Дхармасвамина), посетившего Н. в 1235-1236, можно сделать вывод, что и в это время в разрушенном и разоренном монастыре продолжалась деятельность ученых. В частности, Дхармасвамин обучался у Рахулашрибхадры, к-рый упоминается Таранатхой в его «Истории буддизма в Индии»: «В правление Буддхасены жил в Н. великий пандит Рахулашрибхадра, у к-рого было около 70 учеников».

В настоящее время планируется восстановление Н. как международного учебного центра.


См. также ст. Образования философия.
Лит.: Smith V.A. Kusinara, or Kusinagara and Other Buddhist Holy Places // JRAS. 1902. P. 139-163; Law B.C. Geography of Early Buddhism. L., 1932; Sankalia H.D. The University of Nalanda. Madras, 1934; Dutt S. Buddhist Monks and Monasteries of India. L., 1963; Рерих Ю.Н. Избранные труды / Сост. Е.С. Семека, A.M. Пятигорский. М., 1967; Barua D.K. Viharas in Ancient India. Cale, 1969; Chaudhury B.N. Buddhist Centers in Ancient India. Calc, 1969; Рукописная книга в культуре народов Востока. Кн. 2. М., 1988; Cunningham A. The Ancient Geography of India. D., 1996.

С.Ю. Лепехов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика