Нама-рупа

Нама-рупа (санскр. nama-rupa, «имя-образ») — термин веданты и буддизма. В веданте — два компонента любого сущего, т.е. его языковое наименование и образ, данный органам чувств (не обязательно зрению, к-рое здесь выделено в силу своей особой важности сравнительно с пр. модальностями). То, что останется за вычетом намы, будет Брахманом (Абсолютом). В буддизме абхидхармы термин исходно означает то же самое, однако точка наблюдения за объектами изменилась и утончилась, в силу чего переводить приходится иначе. Исходя из позиции наблюдения за собой и своим жизненным миром, рупой (образом) оказывается все причастное к деятельности органов чувств и они сами. Поскольку по объему это близко к европ. материальному миру, иногда так и переводят, что будет ошибкой, поскольку цели буд. самонаблюдения не имеют ничего общего с решением проблем, связанных с материей или с вопросом о реальности внешнего мира. Если буд. рупа — «материя», то только как основа для осмысления и оценки психикой. Далее в указанной позиции наблюдения дано еще мн. другое, непричастное к органам чувств, и его невозможно заметить и отождествить без помощи интроспективно используемых языковых знаков. Это и есть нома, т.е. психич. функции. Напр., намой оказывается предметное сознание (санджня) или экзистенциальный тон переживания (ведана).

A.B. Парибок

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика