Нитирэн-сю

Нитирэн-сю, Ничирэн-сю 日蓮衆 («школа нитирэн») — школа яп. буддизма, основанная мыслителем и монахом Нитирэном. На протяжении жизни последнего она носила название хоккэ-сю («школа „Лотосовой сутры"»), но примерно с XV в. стало использоваться название нитирэн-сю или нитирэн хоккэ-сю («школа „Лотосовой сутры" нитирэн»), чтобы отличать ее от тэндай хоккэ-сю («школа „Лотосовой сутры" тэндай»). В настоящее время название Н. часто относится к объединению нитирэнистских направлений, образовавшемуся во время 2-й мировой войны, когда яп. пр-во с целью контроля над религ. деятельностью в 1941 активизировало политику консолидации независимых ответвлений сообщества нитирэнистов (поскольку монастырь Куондзи, расположенный на горе Минобу, считался гл. центром этой группы, указанное объединение также носит название «школа Минобу»). Вследствие доктринальных различий некоторые из нитирэнистских направлений после войны снова обрели независимость от Н. В настоящее время существует большое число групп нитирэнистского направления, сохранивших свои собственные названия. Тем не менее, говоря о Н., мы имеем в виду всю совокупность этих групп и течений. Непосредственно перед смертью в 1282 Нитирэн назначил шесть человек в качестве лидеров сообщества, призванных передать потомкам его учение: Ниссё (1221-1323), Нитиро (1245-1320), Никко (1246-1333), Нико (1253-1314), Ниттё (1252-1317) и Нитидзи (1250-1305?). Они активно проповедовали в разных районах Южной Японии, образовав вокруг себя объединения, позднее развившиеся в дочерние школы. В частности, последователи Нитиро образовали дочерние школы минобу-ха («школа горы Минобу»), кэмпон хоккэ-сю («школа выявления основы „Лотосовой сутры"»), синмон-рю («истинная школа») и др., а ученики Никко — школы нитирэн-хонсю («основная школа нитирэн»), тайсэкидзи-ха («школа храма Тайсэки»), к-рая ныне называется нитирэн-сёсю («истинная школа нитирэн»), и др. Различия в доктринальных положениях существовали гл.обр. между Никко, создавшим независимую «школу горы Фудзи» (фудзи-сю\ и др. пятью лидерами, акцентировавшими свою близость с традицией тэндай-сю. Никко подчеркивал независимость Нитирэна и его идей. Он рассматривал Нитирэна не как монаха школы тэндай, а как реинкарнацию бодхисаттвы Вишиштачаритры, к-рому, как свидетельствует 21-я глава «Лотосовой сутры» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра»), была передана Буддой Шакьямуни сокровенная суть этой сутры. По его утверждению, составляющие название сутры пять иероглифов «мё-хо-рэн-гэ-кё», обретенные бодхисаттвой, заключают в себе осн. закон, необходимый для спасения всех людей во времена «конца Закона/Дхармы», а практика произнесения даймоку (молитвенное восславление «Лотосовой сутры»: «Наму мёхо рэнгэ-кё») в большей степени основана на сути ее учения, чем теоретические изыскания школы тэндай.

С доктринальной т.зр. Н. от др. буд. школ первоначально отличало то, что она придавала первостепенную значимость последним 14 главам «Лотосовой сутры» как более выражающим подлинную сущность ее учения, чем первые 14 «теоретических» глав. Однако впоследствии школа разделилась на две группы, одна из к-рых, формально принимая подразделение на главные и второстепенные главы, стала развивать положение о том, что, по изначальному замыслу Будды, 1-я и 2-я части сутры образуют «единое учение» (хондзяку итти). В конце концов, эта группа завоевала доминирующее положение.

Аргументы в пользу высшего статуса «сущностных» глав «Лотосовой сутры», призванные доказать преимущество Н. над др. буд. школами, а также рост числа ее сторонников вызывали недовольство со стороны школы тэндай. В 1542 под натиском монахов-воинов тэндай-сю 21 монастырь Н. был уничтожен и сама школа фактически изгнана из Киото. Чтобы вернуться обратно, ей пришлось частично отказаться от своих претензий.

Когда объединитель Японии Тоётоми Хидэёси (1536/37-1598) приказал всем буд. школам выделить по тысяче представителей для участия в церемонии в основанном им в память об умершей матери храме Хокодзи, Н. разделилась на два лагеря. Возник спор о допустимости контактов с представителями др. школ, а также о возможности давать и принимать пожертвования от тех, кто не разделяет доктрины Н., к числу к-рых принадлежал и сам Тоётоми Хидэёси. В результате возобладала группировка, придерживавшаяся теории равенства двух частей «Лотосовой сутры» и отличавшаяся большей толерантностью к др. учениям. В период Эдо (1603-1868) в Н. была выработана политика принятия пожертвований от власть предержащих, независимо от их конфессиональной принадлежности. Начиная с XV в., как и в др. школах буддизма, в Н. значит, место стали занимать погребальные церемонии и поминальные службы, а проблемы доктринального характера отошли на задний план. В XX в. на базе учения Нитирэна и «Лотосовой сутры», но вне рамок Н. стали возникать массовые организации буддистов-мирян, наиболее крупными из к-рых являются Рэй ю кай, Риссё косэй кай и Сока гаккай.


Лит.: Тамура Ёсиро. Нихон буккё нюмон (Введение в японский буддизм). Токио, 1973; Нитирэн дзитэн (Словарь о Нитирэне). Токио, 1978; Накао Такаси. Нитирэнсю-но рэкиси (История школы нити-рэн). Токио, 1980.

Кобаяси Масахиро

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика