Нирная

Нирная (санскр. nirnaya, «удостоверенность», «уверенность», «определенность», так-же «вердикт», «приговор»; синонимы — нишчая, адхъявасая) — в инд. философии точное, определенное, удостоверенное знание, противоположное сомнению. Способность знания быть «удостоверяющим», «определенным», «внушающим уверенность», строго говоря, не связана с его истинностью. В широком смысле любое знание, в к-ром не сомневаются, является Н. Однако, когда инд. философы провозглашают Н. целью познания, то они, как правило, связывают ее с применением инструментов достоверного познания (праман). Важно заметить, что, несмотря на статус своего рода гносеологич. идеала, Н. не сводится к доказательству истинности того или иного знания. В инд. философии даже доказательство должно быть тем или иным способом удостоверено, результатом именно такого удостоверения является Н. Инд. философы связывали мотивацию к Н. (определенному познанию) чаще всего с попыткой преодолеть сомнение (самшая), реже с любознательностью — желанием познать, но в большинстве случаев с необходимостью решить практич. задачи (как чисто житейские, так и экзистенциальные — достичь освобождения от перерождений).

В буддизме понятие Н. выступает на первый план в эпистемологии Дхарма-кирти, к-рый особо выделяет прагматич. аспект познания: способность побуждать к целесообразному действию (артха-крия-каритва). Фактически познание объекта проходит у Дхармакирти две стадии: грахья (схватывание) и анадхъявасая (удостоверение). Восприятие объекта (пратьякша), к-рое, согласно Дхармакирти, является непосредственным и поэтому абсолютно истинным, концептуализируется в последующем познавательном эпизоде, и именно эта концептуализация (викальпа\ см. Кальпана), даже будучи, строго говоря, неистинной, способна породить искомую определенность, способствующую успешной практике. В ситуации, когда кто-то замерзает и ищет огонь, успешное действие возможно лишь в том случае, если идентифицировать огонь как огонь (а это уже концептуализация) или же вывести существование огня из наблюдаемого признака дыма (т.е. идентифицировать дым как дым и логически вывести из него огонь). В этом смысле калъпана, перцептивное суждение, несмотря на то что оно, по Дхармакирти, передает природу объекта неполно и искаженно и никак не может быть праманой, оказывается важнейшим фактором эффективного познания. Симптоматично, что один из важнейших трудов Дхармакирти называется «Прамана-винишчая» («Удостоверение инструментов достоверного познания»).

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика