Нисида Китаро

Нисида Китаро 西田 幾多郎 (1870, дер. Унокэ ок. г. Канадзава, преф. Исикава,— 1945, г. Камакура) — яп. философ, основатель Киотоской школы. По окончании Токийского ун-та долгое время работал школьным учителем, продолжая занятия философией и практикуя дзэн-буддизм. С 1910 по 1928 — проф. Киотоского ун-та. Н.К. предпринял попытку создания филос. системы, адекватно описывающей буд. образ мышления в системе зап. филос. категорий. Используя терминологию Джеймса и Бергсона, Н.К. в своих ранних работах, в частности в «Исследовании добра» («Дзэн-но кэнкю», 1911), сформулировал теорию «чистого опыта», предшествующего разделению на субъект и объект, дух и материю и позволяющего непосредственно видеть вещи такими, как они есть, и ощущать свое единство со всем миром. Н.К. подчеркивает необходимость подавления собственного «я», к-рое препятствует «чистому опыту» и является абстрактным «я», отдаляющим от реальности. «Чистый опыт», согласно Н.К., служит основой морали и религии. Дальнейшая разработка проблемы преодоления субъектно-объектной дихотомии нашла выражение в трудах «Интуиция и рефлексия в самосознании» («Дзикаку-ни окэру тёккан то хансэй», 1917), «Искусство и мораль» («Гэйдзюцу то дотоку», 1923), где была сформулирована концепция «самопостижения» (дзикаку) истинной реальности через сознания отдельных людей, утверждавшая тождество познающего и познаваемого. Эти исследования стали результатом переосмысления идей Канта, неокантианцев, Гуссерля и особенно Фихте.

Теория «абсолютного ничто» (дзэттай му), в к-ром пребывают все вещи, представляя собой продукты его самоопределения, была сформулирована Н.К. в конце жизни и явилась своеобразной интерпретацией буд. идеи «ничто» как основы бытия. В таких работах, как «От действующего к созерцающему» («Хатараку монокара миру моно-э», 1927), «Фундаментальные проблемы философии» («Тэцугаку-но компон мондай», 1933-1934) и др., внимание Н.К. было сконцентрировано на описании системы самосознания «абсолютного ничто», в частности разработке концепции «места» «абсолютного ничто», объясняющей диалектическое соотношение индивидуального и всеобщего, феноменального и абсолютного уровней бытия.

Анализ структуры буд. религ. сознания позволил Н.К. сформулировать легшие в основу его экзистенциальной онтологии принципы «логики абсолютно противоречивого тождества», к-рую он характеризовал как «логику восточноазиатского буддизма», противопоставляя ее зап. логике.

Представления о времени в философии Н.К., нашедшие выражение в категории «абсолютного настоящего», испытали очевидное влияние идеи «вечного теперь» в традиции «исконной просветленности» (хонгаку) и диалектики времени в учении Догэна.

В работе «Логика места и религиозное мировоззрение» («Басётэки ронри то сюкётэки сэкайкан», 1945) Н.К. интерпретирует религ. чувство как стремление воссоединиться с Абсолютом (Богом/Буддой), стать единым с истоком и основой мироздания, обнаруживая его внутри себя. В соответствии с характерным для яп. буддизма взглядом Н.К. не разделяет человека и абсолютное бытие, рассматривая его «я» как самопроявление абсолютного бытия. Н.К., используя выработанную им логику абсолютно противоречивого тождества, определяет абсолютное бытие как самопротиворечивое, самоотрицающее. Согласно Н.К., поскольку существует Будда, существуют живые существа, и наоборот — поскольку существуют живые существа, существует Будда.


Соч.: Nishida Kitaro. Fundamental Problems of Philosophy. Tokyo, 1970; id. Art and Morality. Honolulu, 1973; Нисида Китаро дзэнсю (Полное собрание сочинений Нисиды Китаро). Т. 1-19. Токио, 1978; Nishida Kitaro. An Inquiry into the Good / Transi, by Abe Masao and Chr. Ives. New Haven, 1987; id. Intuition and Reflection in Self-Consciousness. Albany, 1987.
Лит.: Nishitani Keiji. Nishida Kitaro. Berk., 1991; Carter R.E. The Nothingness beyond God: An Introduction to the Philosophy of Nishida Kitaro. St. Paul, 1997; Heisig J.W. Philosophers of Nothingness. An Essay on the Kyoto School. Honolulu, 2001.

Л.Б. Карелова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика