Нисида Мугаку

Нисида Мугаку, Тосидзо (1850, преф. Миэ, — 1918, Токио) — яп. идеолог мирского буддизма. Начал свои интеллектуальные изыскания в 1906, занимаясь продажей товаров повседневного спроса. Н.М. не создал собственной школы, однако его идеи были восприняты и развиты Кубо Какутаро и впоследствии легли в основу доктрины необуд. движения Рэй ю кай.

Отличительной чертой учения Н.М. был особый подход к почитанию предков, основанный на его интерпретации «Лотосовой сутры» (санскр. «Саддхармапун- дарика-сутра»). Н.М. опирался на имеющуюся в сутре притчу о бодхисаттве Садапарибхуте, к-рый с глубоким почтением относился к каждому человеку, говоря, что все люди обладают «природой будды» и непременно достигнут просветления, т.е. станут буддами. Н.М. распространил описанную в сутре практику почитания всех живых существ на поминовение предков. Он ухаживал за заброшенными могилами и устраивал поминовения забытых душ усопших у себя дома.

Н.М. верил, что физич. тело человека в течение жизни несет карму его предков и поэтому приведение предков к просветлению посредством поминальных ритуалов способствует достижению просветления сегодняшних людей. В соответствии с его взглядами, чем больше душ человек поминает, тем больше благ он обретает в этом мире. В связи с этим он настаивал на том, что миряне должны лично осуществлять поминальные ритуалы, а не поручать это буд. монахам. В 1918 он обратился к властям с документом, называемым «Признание» («Кокухакусё»), в к-ром он утверждал, что почитание предков согласуется с «Императорским рескриптом об образовании» — офиц. идеологич. платформой Японии того времени — и что легитимизация поминальных ритуалов будет способствовать предотвращению происходящего морального упадка. При этом он апеллировал к доктрине хондзи-суйдзяку, утверждая, что будда Акшобхья стал богиней Аматэрасу в Японии, а божества-калш и будды едины в своей сущности.

Н.М. ввел целый ряд элементов обряда поминовения. В его время посмертные имена давались буд. монахами только крупным жертвователям, а он присваивал посмертные имена всем без исключения, занося их на поминальные таблички. В литургиях, разработанных Н.М., содержались славословия буддам, упоминаемым в «Лотосовой сутре» и обрамляющих ее «Сутре о бесчисленных значениях» (санскр. «Ананта-нирдеша-сутра») и «Сутре о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Самантабхадры» (яп. «Канфугэн босацу гёхо-кё», кит. «Гуань Пу-сянь пуса син фа цзин»), Нитирэну и молитвословия (даймоку) «Лотосовой сутре», а также молитвы и выдержки из двух обрамляющих сутр. Н.М. не предлагал чтение самой «Лотосовой сутры», т.к. считал, что совершение поминальных ритуалов эквивалентно воплощению ее учения на практике.


Лит.: Hardacre H. Lay Buddhism in Contemporary Japan. N.J., 1984; Ёсифуми Юки. Нисида Мугаку кэнкю ното (Заметки по исследованию учения Нисиды Мугаку). Токио, 1984.

Маэгава Кэнъити

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика