Нитирэн

Нитирэн, Ничирен 日蓮 (1222, пров. Ава, ныне преф. Тиба, — 1282, пров. Мусаси, совр. Токио) — буд. монах и мыслитель, основатель направления буддизма, получившего впоследствии название «школа нитирэн» (нитирэн-сю). Весной 1233 в возрасте 11 лет поступил в храм школы тэндай-сю Сэйтёдзи и в 16 лет постригся в монахи. В течение следующих 16 лет изучал сутры в гл. храме школы тэндай Энрякудзи на горе Хиэй, а также храмах Камакуры, Киото и Нары. В результате многолетних изысканий пришел к выводу, что в яп. буддизме воля Будды скрыта вследствие того, что «Лотосовой сутре» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра») отведено совершенно недостойное место, а предварительным учениям, утратившим силу после утверждения высшей истины, отдается не заслуженный ими приоритет. Это, по его мнению, являлось главной причиной кризисного состояния об-ва в эпоху «конца Закона/Дхармы» (маппо).

После интенсивной исследовательской деятельности в разных храмах Н. вернулся в Сэйтёдзи и 28 апреля 1253 выступил с изложением основ собственного учения. Согласно Н., «Мёхо рэнгэ-кё» («Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы» — яп. пер. кит. названия «Лотосовой сутры») является не просто названием сутры, а ее гл. идеей, раскрытой во 2-й ее части, к к-рой относятся последние 14 глав из 28. Суть идеи заключается в том, что Шакьямуни в истинной ипостаси представляет собой вечного Будду, с необозримого прошлого обучавшего Вечному Закону мёхо (букв. Чудесный Закон/Дхарма) несметное количество истинных учеников, представленных в сутре как бодхисаттвы, вышедшие из-под земли, к-рые в итоге его постигли. По интерпретации, данной позднее Н., «Мёхо рэнгэ-кё» является формулой осн. закона, по к-рому все живые существа могут познать свою «природу будды». Только одна-единственная «Лотосовая сутра» обладает правом первенства среди всех манускриптов, ибо Вечный Закон, являющийся Законом вселенской гармонии, Вечным Законом жизни, о к-ром в ней говорится, сам есть и средство достижения просветления, и его первозданный неиссякаемый источник, из к-рого каждый без исключения человек по праву рождения имеет возможность черпать, чтобы обогатить свою судьбу драгоценным даром совершенства. Для Н. практика даймоку, или молитвенного возглашения «Наму мёхо рэнгэ-кё», восславляющего «Лотосовую сутру», означала не выборочную веру в одну из множества сутр, а веру в вечную жизнь Шакьямуни как источник всех учений. Вместе с тем эта абсолютная вера в спасительную волю Будды становится волей и желанием самого верующего помочь людям достичь просветления и создать благо на Земле. Практика даймоку помогала устранить неверие в свою изначальную «природу будды» и достигнуть полного единства с Вечным Законом жизни.

Н. подвергал острой критике школу дзёдо-сю за отрицание возможности спасения людей в этой жизни и за претензию на исключительность своей догматики, а также школы сингон-сю, дзэн-сю и риссю, исходя из выдвинутого им принципа сякубуку — опровержения и разоблачения ложных учений. Его высказывания вызвали гнев главы области, веровавшего в спасительную силу нэмбуцу, в результате чего Н. был изгнан из храма. Переселившись в Камакуру, Н. продолжал полемику с представителями др. школ. 16 июля 1260 в адрес фактического правителя Японии того времени Ходзё Токиёри он направил трактат «Риссё анкоку-рон» («Трактат о достижении мира и спокойствия в стране путем утверждения истинного [Закона]»), где гл. причиной бедствий, постигших Камакуру в 50-х гг. XIII в., объявлялись ложные буд. учения, без прекращения покровительства к-рым, по словам Н., положение страны будет усгубляться агрессией извне и междоусобными войнами, а также выдвигалась идея превращения реального мира в «землю Будды» с помощью истинного учения. После представления трактата Н. стал подвергаться жестоким преследованиям. В 1261 он по ложному обвинению был сослан на п-ов Идзу, а в 1271 был отправлен на о-в Садо с целью предотвращения распространения его учения. Находясь в ссылке, Н. создал свои осн. труды «Каймоку сё» («Трактат об открывании глаз»), «Кандзин-но хондзон сё» («Трактат об истинно-почитаемом как средстве постижения сердца»). В «Каймоку сё» Н. разъясняет свой статус подвижника, оставшегося верным истинному учению «Лотосовой сутры» в эпоху «конца Закона», и его гл. проповедника, а также его осн. доктрины «одновременного присутствия десяти миров в девяти остальных» (дзиккай гогу), «трех тысяч миров в одном мгновении мысли» (итинэн сансэн). А в «Кандзин-но хондзон сё» на основе собственного опыта открытия «природы будды» в самом себе Н. разъяснил значение и образ мандалы, демонстрирующей, что если в человеке в настоящий момент проявлен один мир-состояние, то все равно в нем потенциально продолжают существовать девять остальных миров. В центре мандалы — гл. формула учения «Наму мёхо рэнгэ-кё» с именем и подписью Н., вокруг к-рой перечислены будды, бодхисаттвы и небесные божества, а также представители десяти миров, начиная с ада до мира будды. Мандала как объект поклонения (гохондзон), на к-ром каллиграфически изображен первозданный просветленный облик макро- и микрокосма, была призвана служить познанию «природы будды» в себе и во всех живых существах.

Вернувшись из ссылки в Камакуру, Н. вновь обратился к правительству с предупреждением об опасности грозящего стране кризиса, затем в мае 1274 переехал на гору Минобу в пров. Кай (ныне преф. Яманаси), где занялся систематизацией своего учения и подготовкой преемников для его распространения. За 8 лет пребывания на горе Минобу он написал своим ученикам огромное число писем с наставлениями, из к-рых сегодня сохранилось более 300. 13 октября 1282 Н. впервые за 8 лет спустился с горы Минобу и в возрасте 60 лет в доме у своего ученика в Мусасино (ныне Токио) скончался в окружении множества своих последователей.


Соч.: ТСД. Т. 84, № 2688-2698; Симпан Нитирэн дайсёнин госё дзэн- сю (Полное собрание сочинений великого Святого Нитирэна. Новая редакция). Токио, 1952; Selected Writings of Nichiren / Transi, by В. Watson et al, ed. Ph.B. Yampolsky. N.Y., 1990; Letters of Nichiren/ Transi, by В. Watson et al., ed. Ph.B. Yampolsky. N.Y., 1996; The Writings of Nichiren Daishonin. Tokyo, 1999.

Кобаяси Масахиро

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика