«Ньяя-бинду»

«Ньяя-бинду» (санскр. Nyâyabindu), «Ньяя-бинду-пракарана» (Nyäyabinduprakarana)— букв. «Капля логики», или «Краткий учебник логики» Дхармакирти (600-660). Одно из фундаментальных сочинений по буд. эпистемологии и логике школы йога- чара, излагающее и развивающее учение основоположника буд. праманавады Дигнаги (ок. 450 — 520). На рус. яз. впервые переведено и опубликовано Ф.И. Щербатским(1903).

Текст делится на три раздела (париччхеда): «О чувственном восприятии» («Пратьякша-париччхеда»), «Вывод для себя» («Свартха-анумана-париччхеда») и «Вывод для другого» («Парартха-анумана-париччхеда»). Короткий в сравнении с двумя другими первый раздел начинается с традиционного обоснования актуальности сочинения через указание причины его написания (использование достоверного знания в целесообразной деятельности) и краткого изложения осн. положений буд. эпистемологии: правильное познание двояко и делится на восприятие (пратьякша) и вывод (анумана); восприятие генетически отлично от вывода, и в нем отсутствует иллюзия; вывод тождествен мышлению (кальпана), к-рое есть способность мыслить вербализуемые образы. Далее приводятся классификация видов восприятия (савикальпака — нирвикальпака), определение объекта восприятия (единичной сущности — свалакшана; см. Свалакшана — саманья- лакшана) и результата названного когнитивного акта (пратибхаса — воспринятого представления), в создании к-рого принимает участие и мышление (кальпана). Во втором разделе, посвященном «выводу для себя» (свартха-анумана), Дхарма-кирти отмечает введенное Дигнагой деление вывода на «для себя» и «для другого» (парартха-анумана), дает дефиницию первой разновидности как «познания объекта вывода на основании логич. признака, удовлетворяющего трем условиям». Он определяет и сами условия (трайрупья), объект вывода (по сути, субъект умозаключения — пакша), субъекты примеров по сходству (как обладающие предикатом заключения) и по несходству (как такие, к-рые не могут быть субъектами примеров по сходству). Далее, приводя определения трех разновидностей оснований вывода — связанных с выводимым причинно-следственным отношением (карья-хету), отношением тождества (свабхава-хету) и отношением [совместного] невосприятия (анупалабдхи-хету), — Дхармакирти говорит, что только приведенные основания обеспечивают неразрывную связь между ними и выводимым качеством. Много места он отводит рассмотрению 11 разновидностей отрицательных выводов, в к-рых используется анупалабдхи-хету, сопровождая теоретич. положения множеством примеров силлогизмов. Третий раздел начинается с дефиниции «вывода для другого» как явного, словесного выражения трех признаков среднего термина. Затем Дхармакирти проводит различие между двумя формулировками парартха-ануманы, говорит, что этот вывод можно сформулировать как вывод по сходству (садхармьяват) и как вывод по несходству (вайдхармьяват), и рассматривает примеры выводов обоих видов с тремя видами оснований (каръя-, свабхава-, анупалабдхи-хету).

В третьем разделе «Н.» Дхармакирти выступает за бестезисную формулировку доказательства. Он утверждает, что нет необходимости формулировать тезис (пратиджня), т.к. формулировка других членов (аваява) делает его самоочевидным. За всяким формулируемым рассуждением стоит умозаключение как логич. форма, а в понимании буддистов — неразрывная связь (авинабхава) основания вывода и выводимого. Если она есть, то заключение следует с логич. необходимостью и его нет нужды высказывать. Если же неразрывной связи нет, то формулировка тезиса не превращает заключение в истинное высказывание. Рассуждения о ложных тезисах позволяют Дхармакирти перейти к изложению его классификации логич. ошибок (абхаса). Завершает «Каплю логики» краткое разъяснение концепции ошибок опровержения (душана-абхаса).


Изд.: Dharmatörti. Nyäyabindu / Ed. in Tibetan, with Vimtadeva's Tîka, by L. de la Vallée Poussin. With a Tibetan-Sanskrit Index Prepared by S. Vidyabhusana. Cale, 1908-1913, 1917 (Bibliotheca Indica. 171, 230); id. I Ed. in Sanskrit, with Dharmottara's Nyayabindutïka, by Th. Stcherbatsky. Пг., 1918 (Bibliotheca Buddhica. 7); Щербатской Ф.К Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. 4 . 1 . Учебник логики Дхармакирти с толкованием на него Дхармоттары. СПб., 1903; то же / Санскр. параллели, ред. и примеч. A.B. Парибка. СПб., 1995; Дхармакирти. «Ньяя-бинду» с комментарием Дхармоттары «Тика». Глава «Пратьякша» (Восприятие) / Пер. с санскр. В.Г. Лысенко // Лысенко В.Г. Непосредственное и опосредованное восприятие: спор между буддийскими и брахманистскими философами (медленное чтение текстов). М., 2011. С. 130-163.
Лит.: Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. 1-2. СПб., 1903-1909; Stcherbatsky Th. Buddhist Logic. In 2 vol. Leningrad, 1930-1932. Vol. 1; Канаева Н.А., Заболотных Э.Л. Проблема выводного знания в Индии / H.A. Канаева. Логико-эпистемологические воззрения Дигнаги и его идейных преемников / Э.Л. Заболотных. М., 2002.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика