Ньингма

Ньингма (тиб. rnying ma — «старая/древняя [школа]»). Самая ранняя из четырех главных школ (в т.ч. гелук, кагью, сакья) тиб. буддизма, к-рая берет начало в период «раннего распространения» (тиб. нгадар) буддизма в Тибете в VIII-IX вв. Это во многом обусловило отличие школы Н., к-рую также называют «[школой] старых/древних [переводов]», от др. школ периода «нового перевода» (тиб. сарма), формирование к-рых происходило уже после того, как тиб. переводчики под руководством Ринчен Санпо (нач. XI в.) предприняли новый перевод канона. Основоположником Н. считают Падмасамбхаву (VIII в.). Одна из особенностей школы Н. — выдвижение на первый план духовного авторитета именно Падма-самбхавы, фигура же Будды Шакьямуни оказывается лишь фоновой. Оформление этой традиции приходится на значительно более позднее время, XIII-XIV вв., когда начинается письм. закрепление собств. текстов Н. и создается система монастырского образования.

Последователи Н. выделяют в истории своей традиции два периода. Первый — раннее распространение, когда Падмасамбхава, Шантаракшита, Вималамитра, Манджушримитра, Вайрочана и др. заложили основы учений Н. Второй период начался с деятельности тиб. мыслителя Лонченпа (1308-1364) и продолжается до наст, времени. Лонченпа собрал различные тексты Н., систематизировал их, создал канонич. корпус текстов, упорядочил филос. положения учения дзогчен — высшего класса буд. тантр. В каноне, составленном Лонченпой, все буд. учение разделено на «девять колесниц» (тиб. текпа римпа гу), тогда как Бутон (1290-1364), составитель канона, принятого школами «новой традиции», разделяет учение на «три колесницы» (см. Трияна). Различия касаются и классификации тантр. Если школы «новой традиции» подразделяли тантрич. учения на четыре класса, то в Н. выделяли шесть классов: три «внешние» тантры (крия-, упайога-, йога-тантры) и три «внутренние» (махайога-, ануйога-, атийога-тантры, или дзогчен). Махайога- тантры почти полностью соответствуют ануттара-тантрам «новой традиции» (многие из них, напр. «Гухьясамаджа-тантра» и «Дасанг тикле», включены в число 18 главных тантр махайоги); тантры ануйоги и атийоги присущи только Н., в др. традициях отсутствуют. Именно учения «внутренних» тантр часто подвергались критике вплоть до запрета со стороны последователей «новой традиции», но это парадоксальным образом послужило стимулом для оформления школьной традиции Н. и ее канона. В начале XV в., в ответ на исключение многих «старых» тантр из ортодоксального тиб. буд. канона (Кангьюр и Тенгьюр), в Н. создали свой канон «Ньингма гьюбум» («[Собрание] ста тысяч тантр [школы] ньингма») — собрание текстов дзогчен и всех «старых» тантр.

Все четыре школы тиб. буддизма в основном используют одну и ту же терминологию, вкладывая в одни и те же понятия различные, а иногда и противоположные значения (чаще всего различия между школами сводятся к герменевтике). Поскольку Н. особо подчеркивает нераздельность двух истин, соединения пустоты и феноменального мира, то именно с этой позиции объясняются ее основные доктринальные положения. Так, по учению Н., осознание имеет «точечную» природу, т.е. каждое мгновение появляется совершенно новый субъект со своим объектом восприятия (каждый момент представляет собой нераздельную пару «субъект-объект»), и такая последовательность моментов создает иллюзию существования «я».

В школе Н. признают три способа передачи учения и ритуалов: «длинная линия» (тиб. кама), «короткая линия» (терма) и «глубокая передача» (дакнанг), к к-рой относятся практики обретения «чистого видения». Многочисл. практики, связанные с текстами традиции терма, обусловили многообразие субтрадиций внутри школы Н. и ее децентрализованность, а также наличие немонашеской общины мирян-практикующих. Обретения «чистого видения» происходят в трех видах: через переживания в медитации; благодаря творч. способности ума; возникая непосредственно в потоке чувств, восприятия сознания практикующего. В отличие от др. школ в Н. есть два вида сангхи, или духовной общины: гендун марпо («красная община») — община монахов и монахинь и гендун карпо («белая община»), в к-рую входят те, кто занимается тайными аскетическими практиками и не принимает обеты безбрачия. Типичными представителями немонашеской общины в Н. являлись практикующие учения «сокровенных книг» терма — тергары или чойгары, собиравшиеся вокруг учктепя-тертона (букв, «открыватель сокрытых [учений-]кладов»). Гар — это потенциально мобильная группа, часто путешествующая вслед за странствующим тертоном. В историч. плане немонашеские общины оказались более жизнестойки по сравнению с монастырями.

Ядро монастырской традиции Н. составляли шесть «материнских» монастырей (Каток, Миндролинг, Дорджедрак, Дзогчен, Шечен и Пелъюл), от к-рых, в свою очередь, расходилась сеть «дочерних». Монастыри Н. по своим размерам были небольшими в сравнении с монастырями др. школ. В XIX в. на базе Н. возникло новое «внешкольное» движение тиб. буддизма риме. Важную роль в нем сыграл крупнейший мыслитель школы Н. Мипам Ринпоче (1846-1912), автор трудов по философии мадхьямаки. Вплоть до 1960-х Н. преобладала на востоке Тибета. В последние десятилетия учение школы получило распространение в Непале, Зап. Европе и Сев. Америке.


Лит.: Dudjom Rinpoche. The Nyingma School of Tibetan Buddhism. Bost., 1991; Далай-лама о Дзогчене. M., 2002; Островская Е.А. Тибетский буддизм. СПб., 2002; Намкай Норбу Ринпоче. Драгоценный сосуд. М., 2004; Туччи Дж. Религии Тибета. СПб., 2005; Germano DA. History and Nature of the Collected Tantras of the Ancients // http://www.thdl.org/collections/resources; Ngakpa Ga 'wang. An Introduction to the White Sangha of Ngakpas and Ngakmos // http://nyingma.com; Gyurme Dorje. Guhyagarbha Tantra: An Introduction // http://www. wisdom-books.com.

B.A. Иванова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика