Обаку-сю

Обаку-сю 黄檗宗 («школа горы Хуанбо») — одна из трех осн. школ дзэн- буддизма в Японии. Основана кит. монахом Инь-юанем Лун-ци (яп. Ингэн Рюки, 1592-1673), прибывшим в Японию в 1654. О. ведет линию преемственности от 3-го патриарха кит. школы чань-цзун — Линь-цзи И-сюаня. Инь-юань основал в 1661 храм Мампукудзи в Удзи, на юге Киото. Признание О. как независимой школы состоялось лишь в 1876, однако фактически она существовала гораздо раньше, формально считаясь ветвью риндзай-сю. Инь-юань привнес в Японию традиции кит. буддизма эпохи Мин, возникшего на базе монастыря на горе Хуанбо (яп. Обаку) в пров. Фуцзянь на юге Китая. Последователи Инь-юаня объявили свою школу истинной, поддерживающей традиции Линь-цзи. 13 первых настоятелей школы О. были этнич. китайцами. Среди последователей- японцев наиб, известными были Тэцугэн Доко (1630-1682), Тёон Докай (1628— 1695), Эгоку Доме (1632-1721), Тэцугю Доки (1628-1712). Тэцугэну Доко принад- лежит заслуга первого яп. издания «Да цзан цзина» в 1669.

О. придавала большое значение строгому соблюдению монашеских заповедей в противоположность ослаблению дисциплины в школе риндзай. Особое место в практике О. занимали физич. труд и разного рода деятельность монахов в миру, прежде всего просветит, и благотворит. Школу О. от др. школ дзэн-буддизма отличало почтительное отношение к письм. текстам и наставлениям как фиксации опыта просветления учителей прошлого, что нашло выражение в доктрине «единства медитации и изучения письменного наследия» (дзэнкё итти). В число канонич. текстов О. входили «Сутра о сошествии [будды с небес] на Ланку» (санскр. «Ланкаватара-сутра»), сутры праджняпарамиты, эзотерич. сутры, а также «Записи бесед Линь-цзи» (кит. «Линь-цзи лу»), собрания коанов (кит. гун ань) «Записи лазурной скалы» (кит. «Би янь лу») и «Застава без ворот» (кит. «У мэнь гуань»). О. отстаивала принцип единства дзэн-буддизма и др. учений. В О. широко использовались дзэнские практики в стиле Линь-цзи — коаны, мондо, хлопки и удары, к-рые комбинировались с методами, заимствованными у амидаизма (нэмбуцу) и эзотерич. буддизма (произнесение мантр и дхарани).

В частности, применялась практика нэмбуцу-коан, при к-рой повторение имени будды Амиды (санскр. Амитабха) сочеталось с погружением в собственное сознание с вопросом: «Кто повторяет имя Амиды?» Результатом становилось осознание своего единства с Амидой и присутствия Чистой земли в своем сердце. Суть сотериологии О., как и у др. школ дзэн-буддизма, выражалась в формуле «становление буддой через постижение истинной природы» (кэнсё дзёбуцу). Тэцугэн разрабатывал учение о постижении «пустоты» пяти скандх, к-рые он сводил к двум категориям — тела и сознания. Всех людей, вступивших на путь просветления, Тэцу-гэн разделял на избавившихся от иллюзий привязанности к телу, к к-рым он относил обычных людей, шраваков и пратьекабудд, следующих учению хинаяны, и избавившихся от иллюзий сознания — бодхисаттв, приверженцев махаяны, постигших истину «пустоты». Он предостерегал от привязанности к именам «будда» и «нирвана», рассматривая их лишь как временные обозначения. Тэцугэну принадлежат комментарии к «Сутре о самадхи Сурамгамы» (санскр. «Сурамгама-самадхи-сутра»), в к-рых он выдвигал положение о том, что любые мысли о просветлении на самом деле отдаляют от него.


Лит.: Baroni H.J. Obaku Zen: The Emergence of the Third Sect of Zen in Tokugawa Japan. Honolulu, 2000; id. Iron Eyes: The Life and Teaching of Obaku Zen Master Tetsugen Doko. Albany, 2006.

Л.Б. Карелова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика