«Одзёёсю»

«Одзёёсю» («Собрание сведений о возрождении», 985) — соч. Гэнсина, первый крупный яп. текст, посвященный почитанию Чистой земли. Делится на десять частей: 1. Удаление от здешнего мира. 2. Стремление к Чистой земле. 3. Свидетельства о Чистой земле. 4. Правила памятования будды Амиды (санскр. Амитабха). 5. Дополнительные приемы памятования. 6. Памятование в особых случаях. 7. Блага от памятования. 8. Последствия памятования. 9. Различные пути, ведущие к возрождению. 10. Вопросы и ответы. В первой части содержится развернутое описание страданий в здешнем мире. Распри в монашеской общине, войны, природные бедствия, слабость мирского закона описаны как приметы наступившей эпохи «конца Закона/Дхармы» (маппо). Однако в мире людей страдания намного легче, чем в др. мирах. Особенно тяжелы они в аду (порока). «О.» на основе разных источников подробно описывает разные уровни ада. И в аду, и в др. дурных мирах живые существа заняты упорным бессмысленным саморазрушением; поэтому двигаться к освобождению там столь трудно — в отличие от Чистой земли. «Стремление к Чистой земле» включает в себя поиски десяти «радостей»: следовать за бодхисаттвами Чистой земли, видеть свой собственный новый облик, спасать все страдающие существа и др. Различаются две причины возрождения в Чистой земле — собственные добрые задатки подвижника и обеты, принятые им. Два условия возрождения — это «изначальный обет» (хонган) будды Амиды спасти все существа и усилия всех др. людей, которые произносят хвалу Амиде. «О.» называет пять способов правильного подвижничества: 1) «почитание» будды Амиды и Чистой земли; 2) их восхваление, мысленное и вслух; 3) принесение обетов; 4) созерцание прекрасных черт тела будды и его чудесных свойств; 5) «обращение» (эко) заслуг, т.е. направление всех последствий своих добрых дел на то, чтобы переродиться в Чистой земле. «Памятование в особом случае» — это сосредоточение на образе Амиды в предсмертный час. «О.» выделяет четыре осн. вида «памятования: 1) «сосредоточение деяний» при неподвижном «сидячем созерцании»; 2) «отпадение деяний», когда отрешенность сердца достигается при любых действиях (идя, стоя, сидя, лежа); 3) «деяния, имеющие облик», т.е. созерцание облика будды и красот Чистой земли; 4) «деяния, лишенные облика», когда произносят имя будды и стремятся к Чистой земле, но сознают, что, по сути, и имя, и земля пусты, подобны наваждению, и в то же время не пусты, «не двойственны». Созерцательное «памятование» «О.» оценивает выше, чем повторение имени Амиды вслух, но признает, что для «слабого и глупого» человека созерцание — дело трудное. Однако Амида дал обет спасти всех, кто этого хочет, возрождение предопределено, а потому решимость возродиться в Чистой земле важнее каждого отдельного способа почитания будды. «Польза от памятования» — это не только будущее возрождение, но и прижизненное избавление от дурных деяний и совершение добрых дел, защита богов и будд, «становление буддой в нынешнем теле» (сокусин дзёбуцу), благая возможность чтить одного лишь будду Амиду, обретение веры и спасение живых существ. «О.» получило широкое признание у монахов и мирян в Японии, было высоко оценено в Китае.


Соч.: ТСД. Т. 84, № 2682; Гэнсин. Одзёёсю. Т. 1-2. Токио, 1972; он же. Одзёёсю / Коммент. Исиды Мидзумаро. Токио, 1992.
Лит.: Andrews A. The Teachings Essential for Rebirth: A Study of Genshin's Ojoyoshu. Tokyo, 1973; Китабатакэ Тэнсэй. Одзёёсю коё (Очерк «Собрания сведений о возрождении»). Киото, 1992; Хаями Тасуку. Дзигоку то Гокураку. Одзёёсю то кидзоку сякай (Подземные темницы и Высшая Радость. «Собрание сведений о возрождении» и его мир). Токио, 1998; Horton S. The Influence of the Ojoyoshu in Late Tenth- and Early Eleventh-Century Japan // Japanese Journal of Religious Studies. 2004.No. 31/1. P. 29-54.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика