Оуян Цзин-у

Оуян Цзин-у 歐陽竟無, Оуян Чжэ, прозвище Йхуан даши (Великий учитель из Ихуана). 1871, Ихуан пров. Цзянси, — 1944. Ученый буддист-мирянин. В юности получил конф. образование, впоследствии принял буддизм. В 1895 приехал в Нанкин, где изучал буд. доктрины под руководством Ян Вэнь-хуя, ученого буддиста- мирянина, основателя буд. учебного заведения для мирян. Неск. месяцев учился в Японии, по возвращении на родину преподавал в Высшей педагогич. школе провинций Гуандун и Гуанси, по болезни подал прошение об увольнении. В 1910 продолжил учебу у Ян Вэнь-хуя в Нанкине, в 1922 (или 1920) создал там свое учебное заведение — Чжина нэй-сюэ юань (Китайский буд. ин-т; Чжина — санскр. Китай, нэй-сюэ — «внутр. учение», одно из обозначений кит. буддистами своей доктрины). После начала Войны сопротивления Японии в 1937 создал отделение Ин-та в Цзянцзине, пров. Сычуань.

В 1917 издал в своей редакции и со своим предисл. классич. трактат виджняна-вады (см. Вэйши-цзун) «Юйцзя ши ди лунь» (санскр. «Йогачарабхуми-шастра») в 50 цз. Готовил к изданию свою редакцию «Да цзан цзина» (Трипитаки). Доказывал, что вэйши-цзун и фасян-цзун суть разные школы буддизма, тогда как школы фасян-цзун и фасин-цзун не имеют доктринальных расхождений. Буддизм, по О., не является ни вероучением, ни философией, он представляет собой особую систему жизненных принципов. Пропагандировал путь буддиста в миру, вне монашества. Среди многочисл. его учеников были видные деятели буддизма, известные философы. Основное его соч. — «Цзин-у нэй вай сюэ» («Цзин-у о внутр. и внеш. учениях»).


Лит.: Сахарова Е.Ф. Обновленческое движение буддистов Китая на рубеже XIX-XX веков // XIV НК ОГК. Ч. 3. М., 1983.

А.Г. Юркевич

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика