Падмасамбхава

Падмасамбхава (санскр. Padmasambhava, букв. «Саморожденный в лотосе»), Падмакара, тиб. Пема Джуне, Гуру Ринпоче (букв. «Драгоценный учитель»). Инд. буд. йогин VIII в., сыгравший решающую роль в установлении буддизма в Тибете. Хотя сведения о нем носят легендарный характер, он считается историч. личностью. Как правило, различные версии жизнеописания П. открываются словами пророчества Будды Шакьямуни, к-рый, согласно этим сочинениям, непосредственно перед уходом в паринирвану предсказал появление П. как эманации Амитабхи. Далее следует описание его необычного рождения из цветка лотоса в стране Уддияна, жизнь во дворце царя Индрабхути, странствий, получения наставлений от различных учителей по буд. тантре и обретение им сверхъестеств. способностей. Был приглашен 37-м царем Тибета Трисон Деценом (742-798) по совету Шантаракшиты для содействия распространению буддизма в стране. Классич. махаяна, представителем к-рой был Шантаракшита, с трудом воспринималась неискушенными в филос. тонкостях тибетцами. К тому же бонские жрецы (см. Бон) чинили распространению буддизма препятствия, ссылаясь на волю богов и демонов Тибета. В сложившейся ситуации Шантаракшита, поняв, что тиб. аудитории для первоначальной инициации в буддизм нужен не знаток канонич. текстов, а компетентный буд. йогин, посоветовал Трисон Децену пригласить П., к-рый представлял традицию махасиддх, эзотерическое тантрич. направление. В тиб.-буд. хрониках говорится, что П. превзошел бонских жрецов в магическом иск-ве и подчинил демонов и злых духов Тибета, обратив их в буддизм и сделав дхармапалами — божествами-защитниками Дхармы. Согласно легендам, совершаемые им чудеса производили неизгладимое впечатление на тибетцев. Привнося учение ваджраяны в Тибет, П. не отказался от ритуальных практик, использовавшихся древней традицией бон, а умело использовал их, включив в практики буд. тантры. В первое время доверие тиб. общества к буддизму было завоевано исключительно средствами тантрич. мастерства и искусством йоги. В результате совместных усилий П. и Шантаракшиты в Тибете был воздвигнут первый буд. храм Самъе, в к-ром первые семь тибетцев приняли монашеские обеты. П. признан родоначальником самой древней в Тибете буд. школы ньингма, последователи к-рой называют его Гуру Ринпоче и считают вторым Буддой наравне с Буддой Шакьямуни. В ньингма начало истории связывается с рождением П., а ранние ее события — с жизнью и деятельностью его 25 тиб. учеников. П. передавал в Тибете учения махайоги и атийоги (см. Тантры); учение же ануйоги в Тибет было привнесено одним из его учеников Нупченом Сангье Еше (832-943). П. считается основателем традиции терма. Согласно жизнеописаниям П., путешествуя по Тибету и соседним гималайским регионам (Сикким, Бутан, Непал и др.), он с помощью своей тиб. супруги и ученицы Еше Цогьял спрятал в пещерах, лесах, озерах, храмах (см. Скрытые земли) множество «сокровищ-текстов» {терма), содержащих тайные учения, для будущих поколений.

Есть разные сведения о длительности пребывания П. в Тибете. Большинство ученых школы ньингма сходятся во мнении, что он пробыл там 55 лет и 6 мес. и покинул страну не менее чудесным образом, чем появился на свет: в 864 во время правления царя Мутри Ценпо П. улетел по воздуху верхом на коне в присутствии царя, советников и тысячи людей, собравшихся его проводить.


Лит.: Dtidjom Rinpoche. The Nyingma School of Tibetan Buddhism. Bost, 1991; Tulku Thondup. Masters of Meditation and Miracles. Bost.- L., 1999; Островская Е.А. Тибетский буддизм. СПб., 2002; Рожденный из Лотоса: жизнеописание Падмасабхавы. СПб., 2003; Тулку Тхондруп Ринпоче. Тайные учения Тибета. СПб., 2006.

В.А. Иванова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика