Пакша

Пакша (санскр. paksa, «крыло», «сторона в споре», «предмет обсуждения»). 1) Термин инд. логики, обозначающий один из членов, или частей (аваява), логич. вывода (анумана) — локус, или предмет вывода (синоним — дхармин). Напр., в классич. выводе о наличии огня на холме («На холме огонь, потому что там дым...») П. — это холм. П. является общим локусом садхьи, или выводимого свойства (обладание огнем), и хету, или основания вывода (синоним линги, выводного знака, — обладание дымом). П. содержится в 1-м высказывании как «вывода для другого» (napapmxa-анумана), так и «вывода для себя» (свартха-анумана), называемом «тезисом» (пратиджня). П. часто уподобляют «малому термину» аристотелевского силлогизма. Согласно Дж.Ф. Сталю, такое уподобление не оправдано структурой инд. логич. вывода. Во-первых, в инд. логике все сущности всегда имеют свое место — локус, «а не парят в воздухе», поэтому вывод основан на отношении только между сущностями, имеющими один локус. П. не играет никакой роли в самом выводе, но оба члена собственно вывода от нее неотделимы. Вовторых, в отличие от аристотелевской логики, где существуют две посылки и одно заключение, в индийской присутствует лишь одна посылка (П. обладает садхьей). В-третьих, в аристотелевской логике все три термина принадлежат к одному типу, в индийской — П. нечто принципиально иное, чем хету и садхья. Кроме того, в аристотелевском силлогизме три термина связаны друг с другом отношением «X принадлежит Y», в инд. доказательстве хету и садхья связаны отношением проникновения (вьяпти) и общим локусом.

2) В теории диспута используется термин пурва-пакша, означающий первый выдвинутый тезис, к-рый, как правило, опровергается в последующих рассуждениях (уттара-пакша). Очень часто пурва-пакша отождествляется с позицией оппонента, опровержение к-рой ради утверждения окончательного вывода или доктрины (сиддханта) пропонента обозначается терминами ниракара, душана и т.п.


Лит.: Staal J.F. The Concept of Paksa in Indian Logic // JlPh. 1973. Vol. 2. P. 156-166.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика