Панча-марга — даша-бхуми

Панча-марга — даша-бхуми (санскр. panca-märga dasa-bhümi) — «пять путей» и «десять ступеней» совершенствования. Концепция махаяны, структурирующая стадии духовного прогресса бодхисаттвы. Излагается в «Дашабхумика-сутре», «Самдхи- нирмочана-сутре» и «Лалита-вистаре», в «Махаяна-сутра-аланкаре» и «Абхисамая- аланкаре» Асанги, в «Махапраджняпарамита-шастре» Нагарджуны, в многочисленных работах средневековых инд., тиб. и кит. комментаторов.

Процесс совершенствования бодхисаттвы подразумевает последовательное порождение бодхичитты (санскр. бодхичитта-утпада, тиб. джанчуп кьи семкъепа) и окончательное ее пробуждение в соответствии с системой парамит. Эта осн. задача предполагает: а) постижение 16 аспектов Четырех благородных истин в контексте отсутствия «я» (санскр. найратмъя, тиб. дакме; см. Анатмавада), б) последовательное устранение двух осн. «загрязнений» (аварана, тиб. дрип), связанных с эмоциональной (санскр. клеша-аварана, тиб. ньондрип) и когнитивной (санскр. джнея-аварана, тиб. шедрип) сферами — в их грубой и тонкой формах. Процесс развертывается в следующей последовательности «пяти путей» и «десяти ступеней»:

I. Этап «накопления» (санскр. самбхара-марга, тиб. цоклам) предполагает наличие двух видов осознания, связанных с 16 аспектами Четырех благородных истин: осознания, порожденного слушанием (санскр. шравана-майя, тиб. тойджунг шерап), и осознания, порожденного размышлением (санскр. чинта-майя, тиб. самджунг шерап). Оба эти осознания, в свою очередь, связаны с практикой «безмятежности», т.е. успокоения и полного контроля умственной деятельности (санскр. шаматха, тиб. шине), и практикой глубокого восприятия, сначала концептуального, а затем — непосредственного (санскр. випашьяна, тиб. лхактонг). Результатом соединения этих двух практик в нераздельное целое является осознание, порожденное медитацией (санскр. бхавана-майя, тиб. гомджунг шерап). Появление этого нового осознания является знаком перехода на второй этап.

II. Этап «применения» или «осуществления» (санскр. прайога-марга, тиб. джорлам). Бодхисаттва, используя полученный «сплав» практик шаматхи и випашъяны, достигает непринужденного и непосредственного (тиб. цолме), не основанного на логич. рассуждениях, понимания 16 аспектов Четырех благородных истин и, последовательно погружаясь в четыре самадхи этапа применения, достигает внеконцептуального знания (санскр. нирвикалъпа-джняна, см. Нирвикальпака — савикальпака). На этой стадии человек перестает быть обычным человеком (тиб. coco кьево) и переходит на этап «видения».

III. Этап «видения» (санскр. даршана-марга, тиб. тонлам). Именно на этом этапе бодхисаттва начинает именоваться арья, т.е. «благородным». Бодхичитта выходит из фазы простого намерения (санскр. пранидхи-читта, тиб. монпе сем) и становится деятельной (санскр. прастхана-читта, тиб. джукпе сем). С этого этапа начинается отсчет 10 ступеней совершенствования бодхисаттвы: 1) Ступень радостного вдохновения (санскр. прамудита, тиб. рапту гава). На этой ступени бодхисаттва видит «таковость» вещей (санскр. дхармата, тиб. чойньи) и постигает пользу своей собственной практики как для себя самого, так и для других. Именно это и приносит воодушевляющую радость. Доводится до полноты парамита даяния (санскр. дана, тиб. джинпа). Бодхисаттва освобождается от грубых форм загрязнений, связанных с эмоциональной сферой, и частично от загрязнений, связанных с когнитивной сферой.

IV. Этап созерцания (санскр. бхавана-марга, тиб. гомлам) характеризуется устойчивым внеконцептуальным постижением 16 аспектов Четырех благородных истин, к-рое уже было достигнуто на предыдущем этапе. Позиции школ тиб. буддизма в отношении этого этапа несколько отличаются друг от друга. Так, согласно представлениям школ гелук, ньингма и кагью, на этом этапе первоначально происходит освобождение от возникновения неконтролируемых эмоций и состояний, к-рые препятствуют появлению всеведения. Согласно представлениям школы сакья, неконтролируемые эмоциональные состояния уже должны были исчезнуть на этапе «видения», а этап созерцания характеризуется тем, что возможным становится устранить и все осознаваемые препятствия на пути к всеведению.

Уже непосредственно «видны» Четыре благородные истины, и именно теперь становится неизбежным благородный Восьмеричный путь: поскольку внеконцептуальная мудрость уже достигнута, то и все явления видны так, как они действительно существуют, — это правильное воззрение; поскольку правильное воззрение достигнуто, то деструктивные эмоции не появляются, и все мысли естественным образом направлены на благо всех живых существ — это правильное намерение; когда сознание естественным образом направлено на благо всех живых существ, то акты речи также направлены на благо всех живых существ — это правильная речь; поскольку и сознание и речь направлены на благо всех живых существ, то и вся совокупность отдельных действий преследует ту же цель — это правильное поведение; все перечисленное выше организует соответствующий выбор средств к существованию, в к-ром уже не может быть места а) лицемерию, б) лести, в) вымогательству, г) стяжательству, д) мнимой щедрости — это правильный образ жизни; правильный образ жизни способствует усердному совершенствованию без тени усталости или уныния — это правильное приложение; приложение правильного усилия порождает поток осознания, полностью контролирующего ощущения, восприятия и интенциональные состояния, — это правильное направление; этот поток осознания последовательно проходит четыре стадии глубокого сосредоточения (дхьяна), к-рые постепенно ведут его к конечной цели пути — прекращению страданий, — это правильное сосредоточение.

Бодхисаттва, последовательно переходя со 2-й на 9-ю ступень совершенствования, переживает фундаментальную трансформацию сознания (букв, «переворот основы», санскр. ашрая-паравритти, тиб. негьюрпа).

2) Ступень безупречности (санскр. вимала, тиб. дрима мепа). Деятельность бодхи-саттвы направлена исключительно на других, он не запятнан никакими моральными прегрешениями. Доводится до полноты парамита нравственной дисциплины (санскр. шила, тиб. цултим).

3) Ступень озаренности (санскр. прабхакари, тиб. очепа). На этой ступени бодхисаттва демонстрирует особые качества в передаче учения всем живым существам. Он как бы озаряет собой различные миры и населяющих их существ. Доводится до полноты парамита терпения (санскр. кшанти, тиб. сопа).

4) Ступень сияния (санскр. арчишмати, тиб. отрова). Устраняются пять видов неправильных взглядов (санскр. дришти), шесть коренных и 20 второстепенных омрачений. Доводится до полноты парамита усердия (санскр. вирья, тиб. цондру).

5) Ступень непобедимости (санскр. судурджая, тиб. шинту джанкава) характеризуется формированием устойчивого отношения к миру: бодхисаттва не позволяет бесконтрольным эмоциям брать верх над своим умом. Доводится до полноты парамита медитативного сосредоточения (санскр. дхьяна, тиб. самтен).

6) Ступень приближения или осуществления (санскр. абхимукхи, тиб. нгонду гьюрпа). Бодхисаттва обнаруживает равенство сансары и нирваны, чистого и нечистого и т.д., и парамита мудрости (санскр. праджня, тиб. шерап) доводится до полноты посредством глубокого понимания всех 12 звеньев закона зависимого происхождения (см. Пратитья самутпада).

7) Бодхисаттва соединяет мудрость и метод (праджня — упая), двигаясь дальше в единственном возможном направлении к 8-й ступени. Достигает полноты парамита метода (санскр. упая, тиб. man). В тиб. традиции первые 7 «ступеней» называются «неочищенными» (тиб. мадакпе са), оставшиеся 3 — «очищенными» (тиб. дакпе са), поскольку с достижением 8-й ступени бодхисаттва полностью освобождается от загрязнений, связанных с эмоциональной сферой. На 7-й ступени бодхисаттву именуют «махасаттвой».

8) Ступень непоколебимости (санскр. ачала, тиб. мигьова). Бодхисаттва на этой ступени уже может вступить в нирвану, он уже преобразовал свое сознание в мудрость. Полноты достигает парамита устремленности (санскр. пранидхана, тиб. монлам).

9) Ступень совершенного ума (санскр. садхумати, тиб. лекпе лодро). Бодхисаттва на этой ступени полностью контролирует все изменчивые состояния своего ума и устраняет последние «тонкие» когнитивные загрязнения (санскр. джнея- аварана), доводя до полного совершенства парамиту силы (санскр. баладхана, тиб. топ).

V. Этап «без практики» (санскр. ашайкша-марга, тиб. милоп лам). Называется так потому, что бодхисаттве уже не требуются специальные усилия для постижения подлинной реальности. Этой стадии соответствует 10-я ступень совершенствования бодхисаттвы, метафорически именуемая «Облако Дхармы» (санскр. дхарма-мегха, тиб. чойкьи трин). На этой стадии концентрация бодхисаттвы на пустоте достигает совершенства, хотя он еще не может, как будда, одновременно воспринимать и феномены и пустоту.


Изд.: Украшение из постижений (Abhisamayälankära) / Гл. I—III главы. Изучение пути махаяны в Гоман-дацане тибетского монастыря Дрэпун / Пер. с тиб., предисл., введение и коммент. Р.Н. Крапивиной. СПб., 2010.
Лит.: Geshe Rabten. Echoes of Voidness. L., 1986; Makransky J.J. Buddhahood Embodied: Sources of Controversy in India and Tibet. N.Y., 1997; The Universal Vehicle Discourse Literature (Mahäyänasüträlamkära) by Maitreyanätha/Äryäsanga together with Its Commentary (Bhäsya) by Vasubandhu. N.Y., 2004; Wangchuk Dorji. The Resolve to Become a Buddha. A Study of the Bodhicitta Concept in Indo-Tibetan Buddhism. Tokyo, 2007 (Studia Philologica Buddhica. XXIII).

В.Б. Коробов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика