Парамартха

Парамартха (санскр. Paramärtha), наст, имя — Гунарата (кит. Чжэнь-ди, Боломото). 499, гос-во Уджаяни (Удджайн), Зап. Индия, — 569, Гуанчжоу. Буд. миссионер, последователь учения йогачары в интерпретации Васубандху, считается основателем школ шэлунь-цзун и цзюйшэ-цзун. Наряду с Ань Ши-гао, Кумарадживой и Сюань-цзаном — один из четырех крупнейших переводчиков буд. лит-ры на кит. яз. Его жизнь в Китае складывалась непросто вследствие политич. нестабильности в стране на рубеже юж. династий Лян (502-557) и Чэнь (557-589). В молодости изучал брахманизм, буддизм хинаяны и махаяны. По приглашению Лян У-ди в 546 прибыл в Китай, сначала в Наньхай (юж. часть совр. пров. Гуандун), в 548 — в Цзянье (совр. Нанкин), столицу дин. Лян. Привез с собой буд. тексты, относящиеся преимущественно к традициям абхидхармы, винаи, йогачары. По причине воен. действий был вынужден постоянно переезжать с места на место по территории совр. пров. Фуцзянь и Чжэцзян, впоследствии осел в Гуан-чжоу.

Занимался активной переводческой деятельностью, согласно «Ли дай сань бао цзи» («Записки об исторической преемственности трех драгоценностей»; см. Триратна, кит. сань бао), перевел на кит. яз. 48 буд. произведений общим объемом в 232 цз., относящихся к разделам «Сутры», «Виная», «Шастры», «Комментарии». Наиболее значимыми из них являются переводы «Суварнапрабхаса-сутры» («Сутра золотого света») в 7 цз. в 552, «Махаяна-шраддхотпада-шастры» («Шастра о пробуждении веры в махаяну») в 1 цз. в 553, «Махаяна-санграха-шастры» в 3 цз. в 563, «Абхидхармакоши» в 22 цз. и др. В различных монастырях Юж. Китая читал проповеди по абхидхарме, активно проповедовал учение йогачары, к-рое, однако, на первых порах не пользовалось в Китае особой популярностью вследствие широкого распространения мадхьямаки.

Из учеников П. наиболее известны Хуй-кай, Чжи-цзяо, Дао-ни, Фа-тай, Цао-пи, Сэн-цзун, Хуй-куан, к-рые способствовали распространению учения шэлунь-цзун как в Южном, так и Сев. Китае.


Соч.: ТСД. Т. 50, № 2060; Тан Юн-тун. Хань Вэй лян Цзинь Нань- бэй-чао фо-цзяо ши (История буддизма [в эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных династий). Пекин, 1983.

М.В. Анашина

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика