Парамиты

Парамиты (санскр. paramitä, пали pâramï, «совершенство») — наиболее известный способ иерархизации высших достижений адепта в буддизме. Хотя все осн. религии Индии различали ступени начальных добродетелей и совершенств, только в буддизме данное различение получило четкую терминологизацию.

Во введении к палийскому собранию джатак сообщается о брахмане Сумедхе (будущий Будда), к-рый обещал и себе, и своему учителю практиковать десять добродетелей, ведущих к состоянию будды. Их составили: 1) щедрость, 2) нравственное поведение в целом, 3) мироотвержение, 4) мудрость, 5) усердие, 6) воздержанность, 7) правдивость, 8) решительность, 9) сорадование, 10) равнодушие (Джатаки 1.19-28). Значительно более популярны и востребованы схемы П. стали в махаяне, где, начиная по крайней мере со знаменитого раздела «Аватамсака-сутры» под назв. «Дашабхумика-сутра» (III в.) и далее в «Бодхисаттва-бхуми» (IV в.), «Махапраджняпарамита-шастре» (V в.), «Бодхичарья-аватаре» Шантидэвы (VII в.) и др. текстах, четко нормативизируется иная схема П., маркирующая продвижение адепта на «пути бодхисатгвы». Это: 1) щедрость (дана), 2) нравственное поведение в целом (шила), 3) терпение (кшанти), 4) усердие-стойкость (вирья), 5) медитативная практика (дхьяна), 6) мудрость (праджня), 7) искусность в средствах обращения живых существ (упая каушалья), 8) верность обету (пранидхана), 9) могущество (бала), 10) истинное знание (джняна). По мнению А. Хиракавы, первоначальной была шестеричная схема, к-рая выросла в десятеричную путем более позднего добавления пунктов, следующих за мудростью-праджней. Но это не лучшим образом соответствует десятеричной схеме тхеравадинов, к-рая дает основания предполагать, что махаянисты разрабатывали конкурирующую десятеричную схему, нумерологичность к-рой была для них скорее всего априорной. Как видно из сравнения двух иерархий П., в махаянской больший удельный вес принадлежит внеэтическим добродетелям, связанным с успехом в медитации и достижением сверхспособностей. Эти различия связаны с установкой на ускоренный метод достижения освобождения в «пути бодхисаттвы». Различия между версиями учения о П. в тхераваде и махаяне не сводятся к классификационным предпочтениям. Делающий «карьеру бодхисаттвы» может нарушить любые нравственные предписания, если «видение» и искусность в средствах обращения подскажут ему, что так он надежнее переправит другие существа через океан сансары.

О том, как и отдельные П. становились объектом иерархизаций и «каталогизации», свидетельствует уже первая из них — щедрость. В текстах Палийского канона щедрость рассматривается как добродетельный акт, приносящий «заслугу» (пунья), — первое из этих деяний наряду с добродетельным поведением и медитацией (Дигха-никая Ш.218 и т.д.). Тексты свидетельствуют по крайней мере о трех способах классификации информации, связанной с щедростью: дифференцируются восемь объектов дарения (Ангуттара-никая Ш.239), восемь способов подачи милостыни (Дигха-никая Ш.258) и пять правильных «образов» благотворительности: давать с верой, тщательно, быстро, не раскаиваясь и не в ущерб себе или другим (Ангуттара-никая III. 172). Согласно абхидхармистам, высший дар — не материальный, это дар Дхармы, а пять «великих даров» — пять периодов жизни, рассматриваемые как дар другим (Катхаваттху VII.4 и ел.). Наглядную проповедь восхождения по ступенькам щедрости дает нарративно-дидактич. лит-ра. Так, завершающая собрание палийских джатак «Вессантара-джатака» демонстрирует пример царевича Вессантары (будущий Будда), к-рый начал с того, что подарил жителям соседнего городка волшебного слона, способного вызывать дождь в засуху, за что был изгнан своими подданными. Но это было лишь началом его «тренинга», т.к. дальше ему пришлось отдать алчным брахманам все свои скудные пожитки, затем — слуг, сыновей и, наконец, жену. Как выяснилось, в виде брахманов перед ним представал сам царь богов Индра. Он воздал хвалу «победителю стяжаний» и возвратил ему все.


Лит.: Dayal H. The Bodhisattva Doctrine in Buddhist Sanskrit Literature. L., 1932; Saddhatissa H. Buddhist Ethics. Essence of Buddhism. L., 1970; Hirakawa A. A History of Indian Buddhism from Säkyamuni to Early Mahäyäna / Transi, by P. Groner. Honolulu, 1990; ElPh. Vol. 8. Buddhist Philosophy from 150 to 350 A.D. / Ed. by K.H. Potter. D., 1999; Шохин В.К. Древняя и средневековая Индия// История этических учений / Под общ. ред. A.A. Гусейнова. М., 2003.

В.К Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика