Паратах праманья

Паратах праманья (санскр. paratah prämänya, «достоверность, [зависящая] от другого») — в инд. философии принцип, согласно к-рому достоверность одного познания должна утверждаться или опровергаться др. познанием (что отрицает внутреннюю самодостоверность познавательного акта — сватах праманья). П.п. относится прежде всего к праманам — инструментам достоверного познания (восприятие, логич. вывод, аналогия, словесное свидетельство и т.п.). Это учение с позиции эпистемологич. идеализма поддерживала буд. школа йогачара (Васубандху, Дигнага, Дхармакирти и др.), а с позиици эпистемологич. реализма — ньяя и вайшешика. С т.зр. ее сторонников, ни один из инструментов-иршш« не является самодостаточным и для доказательства своей истинности нуждается в дополнительной верификации с помощью др. инструмента. Однако найяики вынуждены были признать, что последовательное проведение этого принципа приводит к регрессу в бесконечность (анавастха): одно суждение для доказательства своей истинности нуждается в другом, то, в свою очередь, в третьем и т.д. Чтобы избежать этого, некоторые мыслители ньяи допускают существование результирующих суждений (пхала-джняна), обладающих внутренней достоверностью.

Йогачарины из школы Дигнаги-Дхармакирти, признавая, что источник достоверности вербального знания лежит «вне его» в пратьякше (непосредственном восприятии), настаивают на том, что источник его недостоверности находится, напротив, «внутри него». Все перцептивные суждения (савикальпака-пратьякша), выходящие за рамки непосредственного восприятия (нирвикалъпака-пратъякша), не могут быть валидными, поскольку опираются на вербальные конструкции (викальпа). С проблемой П.п. и сватах праманья не следует путать проблему самосознаваемости познавательного акта (свапракаша — букв, «самоосвященность»): сознает ли себя познавательный акт или нужен др. поззнавательный акт, чтобы осознать («осветить») его. Буддисты, мимансаки школы Прабхакары Мишры и адвайтисты считают, что любое познание носит самосознающий характер (свасамведана), найяики же постулируют для выполнения этой функции особый акт познания, к-рый они называют анувьявасая («последующее разрешение») и наделяют внутренней самодостаточностью.


См. лит. к ст. Нирвикальпака — савикальпака; Пратьякша.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика