Образования философия

Образования философия в буддизме. Из раннебуддийской традиции известно, что Будда отличал свое учение от учения других религий, трактуя его скорее как образование (Дигха-никая 11, Кеватта-сутта): он противопоставлял «чудо наставления- обучения» собственно религ. чудесам. В соответствии с буд. традицией, Будда трактовался как Учитель, его последователи — как ученики, а сама Дхарма (буддизм) — как учение, тренировка. Учение (Дхарма) связано с определением универсальных законов человеческого бытия, процесс же обучения описывается как «открытие видения» реальности благодаря тренировке ума и обретенному над ним контролю. В общем виде цели и задачи Учения — это приведение «к умиротворению, к постижению, к пробуждению, к успокоению». В двух традициях — традиц. буддизма и махаяны — цели различаются масштабами: в первом они охватывают сферу интересов одного индивида (ученика), во второй — не только это, но и сферу всех др. живых существ. Соответственно в рамках традиционной модели образование понимается как система закрытого типа, не имеющая выхода в среду: обученный уже не возвращается в социум. В рамках махаянской модели образование рассматривается как система открытого типа: характеристика обученного — это его/ее активность в мире. Эффективность системы определяется как достижение максимальной возможности воздействовать на среду, понимаемую как социум (так определяется сама цель, тиб. раншен дон — «ради целей своих и целей других [существ]», или иначе: тиб. раншен пен — «счастья (блага) для себя и для других»). Развитие буд. фил ос. и сотериологич. доктрин сопровождалось развитием теории и практики образования.

Общие характеристики. Сферой, в к-рой развертывается вся система понятий буд. философии образования, является опыт, непосредственно переживаемый человеком, поэтому само образование сближается с понятием «практика: взятие в опыт» (тиб. нъямсу лен, иначе: взятие в душу, в переживание). Термин «практика» (пали сиккха) вводится и в описании всего учения Будды как «трех практик» (пали тисиккха, санскр. тришикша): нравственности (шила), созерцания-освоения (самадхи), мудрости (праджня). В качестве герменевтического «вопроса» буд. модель содержит проблему неудовлетворенности, страдания (духкха) как достоверности, данной в опыте. Содержание буд. учения является «ответом» на страдание, а неудовлетворенность является причиной и всепроникающим контекстом образования. Поскольку важнейшие причины переживаемого опыта возводятся буддизмом к внутреннему миру (пали опанайико, тиб. нанчой — «учение внутреннего»), то специфику образования составляет «направленность на внутреннее». Теория образования в буддизме опирается на филос.-антропологич. принципы — человеческие основания образования, с их спецификой: в частности, учетом сфер телесности (в обучении практикам внимательности к телу) и неопределенного (по «Кеватта-сутте», пали виннянам анидассанам — букв, «сознание без признаков»): неопределенное психики известно из опыта состояния глубокого сна без сновидений — это всегда присутствующий в потоке психики человека глубочайший уровень. В махаяне неопределенное понимается как природа ума, «ясность и когнитивная способность» (тиб. селшинг рикпа), интерпретируемая как «природа Будды», присущая существам способность к развитию и совершенству. Неадекватность познания (санскр. авидья) считается «корнем» неудовлетворительного качества обыденного существования. В связи с этим в буд. теории обучения особое значение имеет проблема освоения знания: интерпретация разных видов знания, различение знания информационного и знания личностного, понимание образования как преобразования, задачи и способы интегративности образования — доведения знания информационного до личностного опыта. Рациональность, логика как важный критерий достоверности используются широко во всех областях образования.

Образование как целенаправленный процесс включает следующие аспекты 1) «обуздание» / «власть над собой» — подчинение ума индивида контролю (пали самьяма, виная, тиб. дулва ), так, в «Дантабхуми-сутте» (Маджджхима-никая 125) это объясняется на примере обуздания дикого лесного слона; 2) «образование- преобразование» — изменение учеником чего-то в себе (тиб. гьюрва), 3) «свыкание/«освоение» (тиб. гом — свыкание, связано с однокоренным sgom — медитация), 4) «подготовка к жизни и смерти» (включает «обучение смерти») и т.д. Главным стержнем является образование-преобразование, к-рое понимается как «доведение до зрелости» (санскр. паринама — преобразование, развитие, созревание), поэтому образование есть, по сути, устранение инфантильности и становление личности Взрослого. Концепт подлинно Взрослого связан с ключевым механизмом зрелости: «принятием бремени, ноши» / ответственности (санскр. дхура, тиб. генлен), причем в акте принятия на себя ответственности главным является распознавание объекта ответственности, явившегося его стимулом. Поскольку в буддизме предполагается включенность человека в причинно-следственную (кармическую) связь со стимулом, само осознание этой включенности и есть «осознанный ответ» на стимул — ответственность.

Во временном плане выделяются пять этапов, или «пять путей» образования: накопление, подготовка, видение, освоение, не-учения-более; первые четыре подразделяются на уровни. В традиц. буддизме различаются преимущественно «четыре уровня арья (благородной личности)»: «вошедшего в поток», «однократного возвращения», «не-возвращения», «праведника» (архата); в махаяне — 22 уровня зарождения махаянской мотивации — бодхичитты (стадия «земли», «золота» и т.д.) и т.п.

В основу организации образовательного процесса положена общеиндийская базовая трехчастная схема: 1) слушание (шраваиа); 2) анализ (манана); 3) созерцание-освоение (нидидхъясана). Большинство методов имеет интроспективный характер, даже те, к-рые обращены на действия и на телесность.

Особое ударение делается на последовательность (пали анупубби-катха — последовательное наставление): последовательное введение темы, начиная с грубого уровня общего представления, с постановкой проблемы, с развитием ее далее на более тонком уровне; последовательное оперирование уровнями опыта (так, обсуждение страдания начинается с его самых простых примеров); последовательное инструктирование относительно осваиваемых процессов; последовательная тренировка ученика по этапам личностного развития (уровням «малой личности», затем «средней личности», «высшей личности»).

В познании-освоении Четырех благородных истин (по «Сутре поворота Колеса Учения») использовалась трехфазная методология, которую Учитель демонстрирует на собственном примере: «Вот тягота... Эту тяготу должно понять... Я понял ее» и т.д. Традиция отмечает в них три типа знания: знание истины, или факта реальности (пали сачча-няна), знание задачи относительно этого факта (пали кичча-няна) и знание осуществления задачи (пали ката-няна). Далее, с этими тремя фазами связывали «три типа истинных учений» (пали ти-саддхамма): истинное учение текста (пали париятти-саддхамма), теоретическое учение; истинное учение практики (поведения) (пали патипатти-саддхамма), практическое учение; истинное учение постижения (проникновения, понимания) (пали пативедха-саддхамма), результативный уровень.

Деятели образования (Учитель и ученик) выявлены уже на уровне терминологии в русле триады понятий «учитель — учение — ученик» («учитель» — санскр. шастри, ачарья, гуру, «учение» — санскр. шасана, дхарма, «ученик» — санскр. шравака, а также шайкшъя как правильный объект обучения, «обучаемый» и на то способный и шитья как обучаемый в реальном процессе и на то способный). Учитель и ученик в буддийском понимании образования должны удовлетворять определенным критериям.

Учитель (тиб. лама, тонна — «показывающий», дренпа — «проводник», «вводящий») понимается как зрелая личность, и его характеристики таковы: а) овладение учением — он сам полностью постиг и практически осуществил данное учение и достиг целей, на к-рые оно направлено, т.е. осуществил в себе результаты «трех практик» — нравственности, созерцания, мудрости; б) должная мотивация: желание принести пользу ученику; в) искусность — знание методов, склонностей, возможностей учеников. Ученик имеет характеристики: а) «открытость, обращенность к учению» — отсутствие предвзятости; б) «рассудительность» — интеллектуальные возможности; в) «большое усердие» (здесь мотивационный фактор — инициативность, энергичный интерес к учению); г) почтение к учению и учителю; д) внимательность. Главным препятствием для ученика считается самомнение, блокирующее заинтересованную мотивацию. В буд. понимании отношений учителя-ученика придается важнейшее значение инициативной, активной позиции ученика (чем объясняется почти полное отсутствие идеи миссионерства).

Образовательные институты. Буд. монастыри представляли из себя образовательные центры, своего рода университеты с многолетней программой обучения: так, в VII в. крупнейшим университетом в Вост. Индии был Наланда с 10 тыс. студентов и около 1,5 тыс. преподавателей, в Зап. Индии — Викрамашила, следующими за ними были Одантипура, Сомапура, Ратнагири. В Тибете до сер. XX в. крупнейшими монастырями-университетами были Дрепунг с 70 тыс., Ганден с 50 тыс., Сера с 30 тыс. студентов.

Программа буд. образования в тиб. школе гелук, например, включает ряд предварительных предметов: дуйра («сводка тем» — понятийный фундамент для дальнейшего образования), лорик («ум и познание» — эпистемология и психология познания), такрик («логика и основы диспута»), друпта (история философских воззрений) и пять осн. предметов программы: парчин (санскр. праджняпарамита — «запредельная мудрость» — курс описания пути личностного развития; цема (санскр. прамана — «теория достоверного познания»); ума (санскр. мадхьямака — «философия срединности»); дзо (санскр. абхидхарма — теория элементов бытия, метафизика); дулва (санскр. виная — монашеская дисциплина).

Изучение всей программы занимает около 20 лет, с экзаменами по пройденным курсам и ежедневной учебой, включающей утренние лекции преподавателей по «коренным текстам» с комментариями, дневные многочасовые дебаты студентов (аналог семинарских занятий) и вечерние индивидуальные занятия — чтение текстов и заучивание «коренных текстов» наизусть. Запоминание начиная со времен, когда учения еще не записывались, а только заучивались для дальнейшей изустной передачи, осталось важным элементом буд. традиции образования.

Результаты изучения программы в монастырской университетской системе отмечаются учеными степенями. По завершении седьмого класса возможно получение ученой степени рапджампа. По завершении 13 классов обучения, после окончания дзо, получают без экзаменов степень карампа. Если по завершении всей программы сдают экзамены, то получают степени дорампа, капну, цокрампа. Если успешно сдают экзамены по текстам и также выдерживают экзаменационное испытание в форме публичных диспутов с участием ученых монахов трех главных монастырей гелук, то получают высшую степень — геше, также имеющую градации.

В других тиб. школах, особенно в ньингма и кагью, программы образования занимают меньше времени и не считаются настолько важными для серьезной практики тантры. Ученое звание, достигаемое полным образованием, именуется кенпо.

Для лучшего понимания трактовки образования в буддизме следует учитывать, что учение понимается как существующее в двух ипостасях: «в передаче» текстов и «в постижениях» (тиб. лунток), и первая из них объяснялась как существующая ради второй. Именно такое понимание позволяло отличать овладение учением в буд. значении от схоластической учености.

Во всех случаях овладение учением всегда означало не ученость, но глубокое интегрирование учения в личность. Первая стадия процесса подразумевала буквально то изучение, к-рое происходило на лекциях учителей и при чтении и заучивании текстов, — это поглощение информации. Вторая стадия — это интеллектуальное освоение изученного. И только третья стадия процесса позволяла достичь интеграции изученного в психику на разных уровнях: дискурсивном и недискурсивном.

Помимо описанных монастырей-университетов в Тибете существовали разные виды формального и неформального буд. образования. Судя по истории буддизма «Дептер нгонпо» Гой-лоцавы Шоннупела, ученики обучались и у известных, окруженных многочисленной аудиторией последователей учителей-профессоров, и у безвестных подвижников, и в больших или малых монастырях, и в затворных хижинах в горах. Нек-рые учились у одного-двух наставников, другие — у многих. Так, про Гьялца говорилось, что всего у него было 82 учителя. Буд. наставники применяли не только методы объяснений. Напр., рассказывается, что учитель Пакмодрупа расстелил веревочную сеть перед Гомрином и сказал: «Хватай меч!» Ученик схватил меч. Тогда Дрогон (Пакмо Друпа) вытащил спрятанного человека, убившего отца Гомрина, и Гомрин в гневе бросился на него с мечом, а Дрогон крикнул: «Хватай гнев!» В этот момент Гомрин обрел ясное постижение природы гнева. В совр. мире буд. образование выявило свои адаптивные качества: когда на Западе распространились разные традиции буддизма и разные национальные буд. культуры, стали возникать и разнообразные варианты программ буд. образования, ориентированные на совр. учащихся. Это такие крупные международные образовательные системы, как Soka Gakkai International (см. Сока гаккай), Sitagu International Buddhist Academy (с центром в Бирме, традиция тхеравады), International Shri Singha Institute (Индия, по происхождению — тиб. школа нъингма), Rangjung Yeshe Institute, Centre for Buddhist Studies at Kathmandu University (Непал, тиб. традиция, линии кагью и нъингма), FPMT Educational Project (Foundation for the Preservation of the Mahayana Tradition, сокр. ФПМТ) и др.

Например, ФПМТ представлен более чем 150 центрами в более чем 30 странах мира, и буд. образовательные программы осуществляются примерно в 80 центрах. В случае ФПМТ можно говорить о трех уровнях программ. 1. Общий курс Discovering Buddhism (Открытие буддизма), представляемый организаторами «не как академическое изучение буддизма», но как «курс опыта в тибетской философии и практике». 2-годичный курс охватывает 14 осн. тем (таких как «Ум и его потенциал», «О буддийском пути», «О духовном учителе» и т.д.). 2. Курс освоения классических буд. предметов Basic Program (Базовая программа) — 5-летняя программа изучения и медитативной практики, дающая квалификацию, подтверждаемую сертификатом. Она включает курсы, сочетающие программу формального монастырского образования с практич. наставлениями, с опорой на краткие классические базовые тексты. 3. Master's Program (Программа учителей) — 7-летний курс, требующий обучения с полной занятостью, направленный на подготовку квалифицированных западных буд. учителей. Эта программа еще более приближена к классич. монастырскому образованию гелук.

В совр. терминах буд. философско-образовательная модель может быть описана как преодоление инфантилизма (когнитивного, психологического, личностного, социального), к-рый характеризует обыденное сознание «людей-детей» (тиб. бала), доведение их до зрелости (когнитивной, психологической, личностной, социальной).

Общее философско-образовательное описание буд. традиции: 1) полагается образование, не ориентированное на возраст (вариант «непрерывного образования»), но преимущественно это образование взрослых, и не ориентированное на конкретную социальную группу; 2) содержание образования обращено к опыту человеческого существования; 3) проблематика буд. рефлексии над образованием включает темы: а) правильное мышление; б) правильное действие; в) причинно-следственная связь феноменов в рамках человеческого опыта; г) страдание в жизни личности и об-ва, внутренние и внешние причины страдания; д) природа ума как основа развития личности; е) социальность человека — в плане связи человека с другими, развития альтруизма; и др.


Лит.: Sarkar S.C. Educational Ideas and Institutions in Ancient India. Patna, 1928; Perdue D. Debate in Tibetan Buddhist Education. Dharamsala, 1976; Götz Ignacio. Zen and the Art of Teaching. Westbury (NY), 1988; Chin Kung. Buddhism as an Education / Talk Given by Venerable Master Chin Kung at An-Kang Elementary School. Taipei, 1989; Mitsuda Masato. Zen Buddhist Perspectives on Modern Education // The Paideia Archive (The 20th World Congress on Philosophy, Bost., 1998); Dreyfus G.B.J. The Sound of Two Hands Clapping: The Education of a Tibetan Buddhist Monk. Berk., 2003; Baumgartner P. The Zen Art of Teaching. Communication and Interactions in Education // Proceedings of the International Workshop ICL 2004. Villach, 2004; Perricone J. Zen and the Art of Public School Teaching. Baltimore (MD), 2005; Кожевникова M.H. Буддизм как философия образования // Религиоведение. 2009. № 2. С. 56-63; она же. Философия образования в буддийской традиции. Канд. дис. СПб., 2009.

М.Н. Кожевникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика