Праджня — упая

Праджня — упая (санскр. prajnä upäya, тиб. шерап man, «мудрость» — «метод») — в буддизме махаяны дополняющие друг друга сотериологич. принципы, надлежащее соединение к-рых в опыте приводит к окончательному освобождению (нирвана). Мудрость без «искусных методов» (упая каушалья) считается беспомощной, а использование методов без мудрости — суетой и пустой тратой времени. В сутрах Палийского канона (см. Типитака), джатаках и в ранних махаянских сутрах отношения П. — у. объясняются при помощи различных метафор. Так, напр., в Маджджхима-никае Будда говорит о своем учении как о плоте или «пароме» (см. Парамиты), помогающем перевозить живых существ через бурные воды сансары. В «Лотосовой сутре» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра») рассказывается история об отце, к-рый хитростью выманивает заигравшихся детей из горящего дома и т.о. спасает их от гибели. Санскр. слово яна, «колесница» (тиб. текпа) в названиях осн. направлений буддизма также указывает на прикладной характер учения. Как пример упая каушальи можно рассматривать и жизнеописание Будды.

П. — у. часто персонифицируются в образе двух людей, слепого и парализованного, сидящих у входа в нирвану. Слепой не видит входа, парализованный не может до него дойти. И только когда слепой сажает парализованного себе на спину, они оба достигают нирваны. Высшая недвойственная реальность считается в махаяне биполярной по своей природе, на низших (конвенциональных) уровнях эта биполярность выражается в виде статической («женской») составляющей, к-рая ассоциируется с праджней, или «изначальным знанием» (санскр. джняна, тиб. еше) и динамической («мужской») составляющей, к-рая ассоциируется с упаей. Так, соединение методов шаматхи и випашьяны на втором этапе совершенствования бодхисаттвы (см. Панча-марга — даша-бхуми) представляет собой сведение воедино статич. и динамич. аспектов медитации.

В цикле праджняпарамиты сутр под упаей понимаются пять начальных парамит, а именно: даяние, моральная дисциплина, терпение, усердие и сосредоточение, в то время как 6-я парамита — «запредельная мудрость» (праджняпарамита, тиб. шерапкъи паролту чинпа), к-рая именуется в сутрах «матерью всех будд», — является праджней. Если пять начальных парамит представляют собой разнообразные проявления каруны — «сострадания», или «врожденной отзывчивости» (тиб. тукдже), то 6-я парамита ассоциируется с «пустотой» (шуньята), или «отсутствием собственной сущности» (тиб. тонпанъи). Высшая реальность представляет собой неделимое соединение сострадания и мудрости, П. — у.

В буд. тантрах биполярная природа высшей недвойственной реальности может быть символически представлена в разных ипостасях, напр, в виде союза мужского и женского (мудра, тиб. чакгья) божеств, соединения полярных видов энергии в теле адепта или в виде соединения гласных и согласных звуков в мантрах. Биполярность находит свое отражение и в ритуальном символизме. Так, ваджра, к-рую во время проведения ритуала адепт держит в правой руке, символизирует упаю, а колокольчик в левой руке — праджню.


Соч.: The Skill in Means Sutra: Upäyakausalya (Upäyakausalya Sütra) / Transi, by M. Tatz. D., 1994.
Лит.: Pye M. Skilful Means — A Concept in Mahäyäna Buddhism. L., 1978; ConzeE. The Large Sutra on Perfect Wisdom with Divisions of Abhisamayälankära. University of California Press, 1985; H.H. the Dalai Lama XIV. The Union of Bliss & Emptiness / Transi, by Dr. Thupten Jinpa. Ithaca, 1988; Ghosh Bh. Concept of Prajnä and Upäya // Bulletin of Tibetology. 1992. Vol. 3 (Namgyal Institute of Tibetology, Sikkim); Wayman A. The Buddhist Tantras. Rutledge, 1995; SchroederJ. Skillful Means: The Heart of Buddhist Compassion. University of Hawaii Press, 2001.
См. также Упая каушалья.

В.Б.Коробов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика