«Прамана-самуччая»

«Прамана-самуччая» (санскр. «Pramänasamuccaya» — «Компендиум источников достоверного познания») — самая важная работа Дигнаги (ок. 450 — 520), синтезирующая отдельные эпистемологич. и логич. концепции как его предшественников, Асанги и Васубандху, так и собственные, излагавшиеся в разных сочинениях. «П.» имеет большое значение для изучения истории инд. логики, поскольку в ней представлена полемика со многими мыслителями. Благодаря этому сочинению можно судить о вкладе в логич. теорию вайшешика Прашастапады, из него были почерпнуты редкие сведения о санкхьяиках Варшаганье и Мадхаве и о вайшешиках, тексты к-рых не сохранились. Состоит из 200 стихов — карт, написанных метром ануштубх, и комментария в прозе. Содержит шесть глав (париччхеда): 1) о восприятии (пратьякша), 2) о «выводе для себя» (свартха-анумана), 3) о «выводе для другого» (парартха-анумана), 4) анализ подходящих и неподходящих примеров силлогизмов (дриштанта), 5) о значении слов (апоха), 6) ошибки опровержения (джати).

Большая часть текста посвящена критике невиджнянавадинов. Дигнага различает в первой главе чистое восприятие (как познание единичного) и вывод (как познание общего через ментальное конструирование), защищает тождество источника знания и полученного с его помощью результата — знания, за что его неоднократно критиковали небуддисты. В «П.» вводится разделение вывода на «для себя» (как познания объекта по его логич. знаку) и «для другого» (как доказательства, содержащего тезис — пакша, основание — хету и пример — дриштанта).

Как отметил С. Кацура, впервые в истории инд. логики Дигнага назвал доказательство (садхана) «выводом для себя». Названное разделение вывода впоследствии будет подхвачено не только в буд. школах логики, но и их оппонентами. В первой главе излагается концепция праман и учение о восприятии, во второй — рассматривается природа выводимого, вводится правило трехаспектности основания вывода (трайрупья), в третьей — защищается трехчленная структура «вывода для другого», приводится таблица оснований вывода, в четвертой главе даются определения примеров по сходству и по несходству, исследуются ошибки примеров. В пятой главе, посвященной теории значений (апохавада), Дигнага доказывает, что слово ничего не сообщает нам о сущности вещей, оно только отличает обозначаемый им предмет от др. предметов. Напр., слово «корова» обозначает просто те объекты, к-рые не являются не-коровой, и ничего не говорит нам об индивидуальных или к.-л. общих реально существующих качествах коровы.

Дигнага усматривал доказательства того, что общие термины не выражают универсалий, в практике словоупотребления. В «П.» он рассмотрел несколько случаев, перечисляемых реалистами, когда общие термины якобы обозначают универсалии, объекты или отношение между двумя универсалиями, и показал, что все случаи невозможно осмыслить без противоречия. В шестой главе характеризуются 15 видов ошибок опровержения (джати).

«П.» сохранилась в двух тиб. переводах (XI и XV вв.) с комментариями Джинендрабуддхи и частично — на санскрите, в санскр. первоисточниках, где работа цитируется в процессе полемики. Отдельные главы «П.» переведены на англ., нем., япон. и русский (В.Г. Лысенко) языки. Текст сложен для понимания, т.к. предназначен монахам, получившим специальную теоретическую подготовку.


См. лит. к ст. Дигнага.

H.A. Канаева

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика