Прапанча

Прапанча (санскр. ргарапса, «распространение», «проявление», пали рарапса) — 1) множество, многообразие; 2) обманчивое проявление многообразных явлений мира; 3) пролиферация псевдореальности; 4) многообразные проявления сознания; 5) мыслительные проявления рассудка.

В ранний период становления инд. философии это понятие использовалось для обозначения идеи непостоянства мира, бесконечной смены череды перерождений. Синонимом для него служили такие термины, как: джагад-въяпара, сансара, вьявахара. Тесно связанным с этим понятием было понятие кармы, вносящее упорядоченность в бесконечный круговорот рождений и смертей. В «Мандукья-упанишаде» П. определяется как «проявленный мир»: «Не имеет частей турия — неизреченное, растворение проявленного мира П., приносящее счастье, недвойственное». У Нагарджуны в «Муламадхьямака-карике» (XVIII.5, 9) П. является причиной возникновения «различающих мыслей» (викальпа) и вообще понятийного мышления. В автокоммент. Нагарджуна поясняет: «Те, кто представляют Просветленного как превзошедшего П. либо как непревзошедшего, думают, что он есть или что его нет, что он вечен или невечен, что он рупа-кая, или дхарма-кая, или правачана-кая; что он обозначение или обозначаемое, причина или следствие, ум или то, что познается, пустое или непустое и т.д., — так они превратно мыслят, обладая умом, захваченным многообразными проявлениями. Как слепой никогда не увидит Солнца, так и они не увидят Татхагаты, победившего многообразные проявления, всегда пребывающего в дхарма-кае».

Чандракирти понимает П. как «сферу вербального обозначения», тождественную ментальному конструированию (викальпа). В дальнейшем прасангики подразде- ляли П. на: 1) двая-дришта— «проявленность сущего в двойственности воспринимаемого и воспринимающего», т.е. в субъектно-объектной оппозиции, и 2) сатья-дришта — «проявленность истинносущего». В ниродхе обе эти «проявленности» прекращаются.


Лит.: Buddhapälita. Mulamädhyamakavrtti / Tibetische Übersetzung hrsg. von Max Walleser. Fase. I—II. SPb., 1913-1914; Brahmasiddhi by Äcärya Mandanamisra / Comment, by Td.S. Kuppuswamy Sastry. Madras, 1937; Nägärjuna's Mädhyamikasästra / Ed. with Candrakïrti's "Prasannapäda" by P.L. Vaidya. Mithila, 1960 (Buddhist Sanskrit Texts Series. 10); Candrakïrti. Analysis of Going and Coming, the Second Chapter of "Clear Words" / Transi, by J. Hopkins. Dharamsala, 1974; Nägärjuna. Mülamädhyamakakärikäh / Ed. by J.W. de Jong. Madras, 1977.

С.Ю. Лепехов

В буддизме П. — внутренняя способность к «расширению», «распространению», «дифференциации», «умножению сущностей», присущая «омраченному» (клишта) сознанию. Выражается в пролиферации неблагоприятных состояний, ложных взглядов (пали диттхи, санскр. дришти), концепций и идей. В тхераваде противопоставляется нераспространению (ниппана), синониму нирваны. П. может быть трех видов: вызваная ложными взглядами (диттхи), сильным желанием (пали таньха) или самомнением (мана). Напр., «Сутта-нипата» (916) отождествляет П. с верой человека в то, что «Я — мыслитель», а другие сутты уподобляют ее погоне за миражом (подобно тому как олень, испытывающий жажду, маниакально влеком миражным озером в пустыне). В махаяне П. — это свойство кармы умножать псевдореальности, чему в гносеологическом и вербальном аспекте соответствует пролиферация идей и слов (кальпана). П. тесно связана с вербализацией опыта, начиная с ощущения: «в зависимости от глаза и видимой формы возникает зрительное распознавание; встреча трех есть контакт (пхасса). В зависимости от контакта возникает ощущение (ведана). Что некто ощущает, то постигает; что постигает, о том и думает; о чем думает, то ментально умножает; тем, что некто ментально умножил как источник постижений и понятий, он охвачен в отношении прошлых, настоящих и будущих форм, познаваемых глазом и т.п. ... [до] ментальных объектов, познаваемых умом» (Маджджхима-никая 1.111 и ел.). Иными словами, ментальные языковые структуры, размножаясь и распространяясь, набрасывают свои «сети» на весь наш опыт, предопределяя его содержание и направленность. Т.о., П. является одним из важнейших механизмов сансарного существования, поэтому иногда выступает синонимом сансары в аспекте ее цикличности и постоянного расширенного воспроизведения определенных структур.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика