Прапти

Прапти (санскр. präpti, «обретение», «достижение») — понятие сарвастивады (вайбхашики), обозначающее особый род дхарм, к-рые отвечают за континуальность опыта индивида. Сарвастивада, приверженная в своем анализе психики концепции мгновенности психич. состояний (кшаникавада), фокусировалась в осн. на описании актуального содержания опыта, оставляя вне сферы внимания его связь с прошлым. Тем самым она ставила под угрозу континуальную траекторию существования, обеспечивающую не только личную идентичность в потоке времени, но и кармическое влияние прошлых действий индивида на его настоящее. Отождествив потенциальные склонности (анушая) к «омрачениям» (клеша) с актуальным проявлением этих «омрачений», склонность к гневу и т.п. с переживаемым индивидом гневом и т.п., она столкнулась с проблемой: как же все-таки сохранить кармическое влияние омрачений, не делая склонность к ним постоянным фактором? Чтобы объяснить кармическое воздаяние как действие, к-рое уже давно прошло и никак не отражается в актуальном содержании психики, сарвасти- вадины вводят особую дхарму П. — «обладание», благодаря к-рой и осуществляется связь прошлого и настоящего и будущего. Когда возникает «плод» кармы, это происходит не благодаря дхарме действия, послужившей его причиной, к-рая давно исчезла, а благодаря имеющему место в настоящем обладанию этой дхармой, продолжающему сохранять свою каузальную эффективность, ежемгновенно воспроизводя себя в потоке психич. состояний. Дхарма П., сама будучи кармически нейтральной, просто совпадает по времени с актуальным потоком (сантана) индивидуальной психики, никак на него не влияя. В этом отношении она остается «отделенной от сознания» (читта-випраюкта). Сознание буд. адепта (арья-пудгала) отличается от сознания обычного человека {притхаг-дэюана) тем, что в нем нет П. — обладания аффективными дхармами. Через концепцию П. сарвастивада включила в дхармический анализ актуального опыта важнейшие буд. сотериологич. доктрины, требующие допущения континуума, — доктрину кармы как морального воздаяния и доктрину клеш как осн. препятствия на пути духовного совершенствования и освобождения (нирвана).


См. лит. к ст.: Абхидхарма; Дхармы; Санскрита-дхармы — асанскрита-дхармы.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика