Прасангика-мадхьямака

Прасангика-мадхьямака (санскр. präsangika-mädhyamaka — [школа] «срединников», [учащих] взаимозависимости, или всё пронизывающей обусловленности; др. понимание — [школа] тех, кто находят Срединный путь в умозаключениях) — подшкола буд. религ. философии мадхьямака, заявившая о себе благодаря трудам Чандракирти в VII в. Он считал себя прямым преемником линии учителей махаяны от Нагарджуны, Арьядэвы и Буддхапалиты, но фактически подшкола основана в противовес сватантрика-мадхьямаке и филос.-полемич. методам, предложенным Бхававивекой. Главные различия между двумя ветвями мадхъямаки заключались в трактовке позиции школы в филос. диспутах того времени, а также в отношении к логико-диалектич. мастерству и задачам эпистемологии. П. зачастую называют школой «сведения к логич. абсурду» (прасанга) доводов оппонентов. Собственно метод прасанги был впервые применен Нагарджуной в седьмой и последующих главах «Муламадхьямака-карики», где он применил его как способ сведения доводов оппонентов к regressus ad infinitum — к бесконечному движению назад, к регрессу в бесконечность как одному из логич. приемов опровержения, приводящих к нелепости, абсурду (reductio ad absurdum) любые теоретич. воззрения. Показать абсурдность рассудочных построений— значит направить ищущего к поиску абсолютной истины, к-рая существует вне языка и др. соотносительных знаковых систем, т.е. направить его по Пути духовного совершенствования, Великому пути (махаяне) учителей-прасангиков.

Согласно Чандракирти, «срединник» (мадхьямик) — это тот, кто равно удален от противоположных точек зрения по любому вопросу дискуссии, кто не аргументирует собственной позиции и не выдвигает какого бы то ни было тезиса. Тем не менее он должен активно участвовать в спорах, опровергая тезисы оппонентов. Делать это мадхьямик может сугубо логич. и теоретико-познавательными методами, указывая на ошибки, противоречия, внутреннюю несостоятельность филос. систем идейных противников и недостоверность их способов доказательства. Задача такого рода критики — не только подвергнуть деструкции, показать несовершенство рассудочных постулатов и логич. доводов (юкти) оппонента, но и продемонстрировать нелепость и абсурдность всего его религ.-филос. учения. По мысли Чандракирти, эта процедура «абсурдизации» рационально-теоретич. дискурса — прекрасная практика для очищения ума философов от вымыслов, заблуждений, фантазий, навязчивых схем рассудка и др. лжеконструкций познания. Такая практика должна помочь уму постигнуть пустотность (шуньята) — религ.-филос. цель махаяны. Следовательно, участие мадхьямиков в полемике — это их акт сострадания и помощи страждущим интеллектуалам. Соответственно занятия «срединников» логикой и эпистемологией являются духовной практикой.

Учение П. было востребовано в Тибете в школах сакья, кадет и особенно гелук, к-рая признается религ.-филос. преемником традиции Нагарджуны-Чандракирти. Труды учителей этой линии преемственности по-прежнему изучаются в монастырских учебных заведениях Тибета, Индии, Монголии, России, а учителя гелук преподают П. во многих ун-тах Европы и Сев. Америки.


Лит.: Guenther H. Buddhist Philosophy in Theory and Practice. L., 1976; Candrakïrti. Prasannapada. Lucid Exposition of the Middle Way. The Essentials Chapters Transi, from the Sanskrit by M. Sprung in Collaboration with T.R.V. Murti and U.S. Vyas. L., 1979; Murti T.R.V. The Central Philosophy of Buddhism. A Study of the Madhyamika System. L., 1980; Santina P. D. Madhyamaka Schools in India. D., 1986; Huntington C.W, Geshe Namgyal Wangchen. The Emptiness of Emptiness. An Introduction to Early Indian Madhyamika. D., 1992; Андросов В.П. Учение Нагарджуны о Срединности. Исслед. и пер. с санскр. «Коренных строф о Срединности» («Мула-мадхьямака-карика»). Пер. с тиб. «Толкования Коренных строф о Срединности, [называемого] Бесстрашным [опровержением догматических воззрений]» («Мула-мадхьямака-вритти акутобхайя»). М., 2006.

В.П. Андросов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика