Пратитья самутпада

Пратитья самутпада (санскр. pratïtya samutpada, пали paticca samuppäda, букв, «совместное возникновение условий», кит. юань ци, яп. энги) — в буддизме совместное и при этом интерактивное действие разных причинных факторов в производстве результата, составляющее содержание оригинальной буд. концепции причинности (она несомненно является самой древней теорией причинности на инд. почве, а возможно, и в истории мировой мысли). В доктринальном плане П.с. связана с попыткой определить причины духкхи (2-я Благородная истина) и способы их устранения (3-я и 4-я Благородные истины), поэтому ее объектом является опыт индивидуального существования в условиях сансары, динамику развертывания к-рого (а не положение вещей в мире) она объясняет. Свое учение о П.с. Будда оценивает как «глубокое», «тонкое», «доступное пониманию только знатоков» и т.п., а часто просто отождествляет с Дхармой: «Кто видит взаимозависимое возникновение, тот видит Дхамму, кто видит Дхамму, тот видит взаимозависимое возникновение» (Маджджхима-никая 1.191).

Излюбленный буд. пример П.с. — это описание условий, при к-рых семя (биджа), посаженное в почву, может взойти, созреть и дать плоды: само семя не должно быть поврежденным, пересушенным, сгнившим, незрелым, перезрелым, и т.п., его следует правильно посадить и регулярно за ним ухаживать: окучивать, поливать, прикрывать от бурь и града, почва тоже должна быть подходящей, содержать достаточно питательных веществ, влаги и т.п. Если хоть одно из этих условий нарушено, всходов либо не будет совсем, либо они окажутся нежизнестойкими. Основанием возникновения растения оказывается не только само семя, но и целая совокупность разнородных условий, каждое из к-рых по-своему соотносится со следствием (эта система образов была полемически направлена против брахманистской концепции причинности, в соответствии с к-рой растение вырастает непосредственно из семени, поскольку оно-де в нем уже подспудно содержится). Фактически все причинные факторы разбиваются на две категории: непосредственные причины (хету), напр, семя для растения, и вспомогательные (пратьяя) — почва, освещение и т.п., к-рые неизменно выступают вместе (см. Хету — пратьяя). Раз, в соответствии с буд. традицией абхидхармы, дхармы (элементарные состояния потока кармического опыта) дискретны и конечны (одна дхарма сменяет другую), то в этой традиции нет оснований говорить о к.-л. форме предсуществования одной дхармы в другой как следствия в причине. Проблематичен и сам акт «причинения», т.е. прямое порождение следствия причиной или перенесения на следствия каких-то характеристик причины (структуры, материала и т.п.). Фактически в буд. концепции причинности нет ни причин, ни следствий, а имеются лишь прямые и косвенные условия. Поэтому предпочтительней называть ее кондиционалистской, а связь «причин» в П.с. — кондициональной. Последняя определяет не сущность явления (каковой просто нет, поскольку буддизм отрицает сущности — антиэссенциализм), а лишь условия его возникновения, пребывания, невозникновения или прекращения.

Это очевидно из кратких классич. формулировок П.с, к-рые часто встречаются в Палийском каноне (см. Типитака). Напр.: «Если есть то, значит, есть и это», «Если нет этого, значит, нет и того»; или такая, более сложная: «Когда есть это, то есть и то, если возникает это, то возникает и то, если это исчезает, то исчезает и то». Формулируется порядок возникновения (анулома) и порядок исчезновения (пратилома). Фактически П.с. утверждает лишь то, что в сансарном мире все обусловлено и что нет ни единого явления, к-рое, обусловливая другое явление, не было бы само обусловлено каким-то третьим. Кроме того, предполагается взаимное влияние условий друг на друга, их «интерактивность» (буд. образ: две связки хвороста, опирающиеся друг на друга и друг друга поддерживающие). Нет ни абсолютных причин, ни абсолютных следствий, любая причина является одновременно следствием и наоборот — довод против брахманистской доктрины абсолютного Брахмана как первопричины мира. Приписывание явлению способности быть одновременно и причиной и следствием других явлений (в данном случае звеньев цепочки П.с.) — это буд. способ говорить об эмержентности: появлении каждого из звеньев цепочки как результата процесса взаимодействия всей их совокупности. В абхидхармическом анализе (см. Абхидхарма) различаются одновременное (сахабхава) взаимное обусловливание {аньонья-пратьяята) и последовательное мгновенное обусловливание (анантара-бхава-пратьята). Порядок взаимообусловливания нельзя считать ни исключительно симультанным (одновременным), ни исключительно последовательным, его часто определяют как сопровождение, сопутствие одних явлений другими (англ. concomittance), напр, когда читта (сознание) сопровождается чайтта (ментальными явлениями).

Буддисты считают, что независимый от отдельного индивида ход вещей, выражающийся во взаимообусловленности дхарм, существовал извечно, но был «открыт» лишь Буддой: «Возникает ли Татхагата или нет, этот порядок существует: порядок дхарм, регулярное чередование дхарм, или обусловленность. Татхагата открывает и постигает это, открыв и постигнув это, он на это указывает, учит этому, устанавливает это, утверждает, открывает, анализирует, объясняет и говорит: „Узри!"» (Самъютта-никая 11.25). Однако буддисты формулируют не закон кондициональной связи событий в научном смысле слова, а механизм сансарного бытия индивидов, к-рый в сотериологич. перспективе подлежит коренному преобразованию и окончательной «остановке». Для них важно то, что порядок возникновения вещей в сансаре символизирует механизм закабаления индивида в духкхе, а противоположный порядок — возможность освобождения от духкхи и достижения нирваны. Отказавшись от идеи неизменного «я» (анатмавада), Будда оставил только процесс (серию изменчивых дхарм), саморегулирующийся благодаря закону П.с.

Как работает эта «машина взаимообусловливания»? Классич. список из «Нидана-вагги» включает 12 нидан (звеньев): «Когда условием является невежество (авидья), возникают „формирующие факторы" (санскары); когда условием являются формирующие факторы, возникает „сознание" (виджняна); когда условием является виджняна, возникает психотелесный комплекс (нама-рупа); когда условием является нама-рупа, возникают шесть сфер (шад-аятана); когда условием являются шесть чувственных сфер, возникает контакт (пали пхасса, санскр. спарша); когда условием является контакт, возникает ощущение (ведана); когда условием является ощущение, возникает жажда (тришна); когда условием является жажда, возникает присвоение (упадана); когда условием является присвоение, возникает становление (бхава); когда условием является становление, возникает рождение (джати); когда условием является рождение, возникают старость, смерть, скорбь, тягота, страдание, боль, разочарование. Таков источник всей этой массы неудовлетворенности — духкхи. Это, о монахи, называется взаимозависимым возникновением. Однако если исчезает, не оставляя остатка, невежество, то прекращают действовать кармические факторы, с прекращением кармических факторов, прекращается виджняна, с прекращением виджняны прекращается психотелесный комплекс, с прекращением психотелесного комплекса прекращаются шесть сфер, с прекращением шести сфер прекращается контакт, с прекращением контакта прекращается ощущение, с прекращением ощущения прекращается жажда, с прекращением жажды прекращается присвоение, с прекращением присвоения прекращается становление, с прекращением становления прекращается рождение, с прекращением рождения прекращаются старость и смерть, скорбь, тягота, страдание, боль, разочарование. Таково прекращение всей массы духкхи» (Самъютта-никая П.1).

Последовательность звеньев цепочки можно интерпретировать двояко. Во-первых, как результат анализа механизма перерождения (сансара), перехода от существования к существованию. Во-вторых, как механизм работы индивидуальной психики в пределах одного существования: (1) неведение (авидья — незнание Четырех благородных истин, приверженность эгоцентрич. взгляду на мир) лежит в основании всех действий, влекущих за собой кармические последствия, к-рые выступают (2) формирующими факторами (санскара): с одной стороны, это кармические тенденции, заложенные в прошлых жизнях, т.е. результат прошлой кармы, с другой — кармические факторы, создаваемые актуальным опытом, к-рые определяют характер (3) виджняны — умения различать сигналы от разных чувственных анализаторов (индрий). Но в данном контексте виджняна часто обозначает индивидуальное перерождающееся сознание, к-рое «спускается» в материнское лоно, где формируется психотелесный комплекс — (4) нама-рупа (см., напр.: Дигха-никая 11.62). Нама-рупа (синоним пяти скандх), сложившаяся под влиянием определенной виджняны, воздействует на (5) шесть сфер познания (шад-аятана): видимого, слышимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и воспринимаемого умом (манасом). Это создает условия для (6) контакта (спарша) каждой из шести сфер с соответствующими чувственными способностями (зрением, вкусом, обонянием, осязанием, слухом и манасом). Контакт обусловливает возникновение (7) приятного, неприятного или нейтрального ощущения (ведана), оно — (8) жажду (тришна), к-рая, в свою очередь, способствует возникновению (9) присвоения (упадана) объектов чувств и мыслей — это фактор, создающий предпосылки для будущего перерождения, но вместе с тем и то главное звено в цепочке, где возможно изменить участь индивида, если усилием воли и мысли пресечь присвоение. В противном случае последует (10) становление (бхава) — возможность перерождения в одной из трех сфер космоса (лока, дхату), к-рая реализуется в новом рождении. В комментариях поясняется, что рождение — это спускание в лоно матери, развитие нама-рупы и появление шести сфер. Рождение неизбежно влечет за собой (11) старость (джара) и (12) смерть (марана).

В этой схеме обусловливания смерть есть связующее звено между разными существованиями, необходимое условие следующего цикла сансары. Согласно нек-рым интерпретациям, схема П.с. охватывает три жизни: прошлую, настоящую и будущую. Санскары (2), сформированные в прошлых существованиях, обусловливают виджняну (3) — настоящее, — к-рая спускается в лоно матери, способствуя зачатию и развитию сначала зародыша, а потом живого организма — (4) нама-рупа', он развивает чувствительность к (5) шести сферам объектов, (6) контакт с к-рыми (спарша) порождает приятные и т.п. ощущения (7), те — желания (8), те — присвоение (9), к-рое обусловливает становление (10), инициирующее новый цикл рождений и смертей — будущее (11, 12).

В цепочке можно выделить не только последовательное обусловливание звеньями соседних, но и более сложные формы кругового взаимодействия, когда каждое звено является совокупным результатом всех предыдущих и последующих. Это проявляется в повторении определенных звеньев. Напр., виджняна появляется трижды: первый раз эксплицитно как (3) звено, когда, обусловленная кармическими факторами, она определяет нама-рупу, или пять скандх. Однако одной из скандх являются, как известно, шесть виджнян (чувственно-ментальных распознаваний: зрительного, слухового и т.п), так что в этом звене подразумевается и виджняна. Затем третий раз при возникновении шесть сфер, традиционно являющихся объектами соответствующих шести виджнян, именно эти виджняны, если анализировать другие классификации, и порождают приятные и т.п. ощущения. В целом звенья П.с. описывают порочный круг сансарного существования, к-рый тем не менее можно разорвать, если порядок обсусловливания действием (анулома) сменить на противоположный — обусловливание прекращением действия (пратилома).

Будда представляет П.с. как «срединный путь» между «крайностями» сассатавады (этернализм: действующий является тем же, кто вкушает результат действия) и уччхедавады (аннигиляционизм: один действует, а другой пожинает плоды). В никаях число и порядок следования нидан часто варьируют. Либо цепочка покрывает только настоящее существование, включающее его психосоматич. обеспечение (3, 4, 5, 6, 7) и факторы, обеспечивающие кармический процесс (8, 9, 10), либо относится к факторам прошлого рождения (1, 2) и факторам циклич. порядка (11, 12). Как правило, связь обусловливающих друг друга факторов дана не только как анулома, но и как пратилома. Оба порядка в практич. плане представляют последовательность умственных упражнений, к-рыми должны были заниматься монахи для переосмысления реальности в терминах деперсонализированного языка и «воспитания» в соответствующем духе своих познавательных способностей (индрий). Д. Люстхаус полагает, что Будда открыл П.с. в последовательности, обратной по отношению к ануломе и пратиломе, ибо он сначала задался вопросом: «Почему существует смерть?», на к-рый ответил: «Поскольку существует рождение», а уже затем последовали вопрос: «Почему существует рождение?» и ответ: «Поскольку существует становление». Так он дошел до первого звена — неведения. Этот порядок представляется Люстхаусу более логичным (Lusthaus 2002, р. 70).

Согласно традиции, Будда в преддверии своего пробуждения (бодхи) мысленно исследовал все сочленения П.с, чтобы найти «слабое звено», разорвав к-рое можно вырваться из тисков сансары. Нельзя воздействовать на прошлое, устранив неведение и предданные кармические факторы, невозможно ничего изменить и в отношении сформированных этими факторами виджняны, нама-рупы, контакта, шести сфер, ощущений, но насколько неизбежна связь между жаждой и присвоением? В нек-рых школах считается, что для «купирования» этой связки Будда разработал практику смрити. Однако в текстах на роль «слабого звена» выдвигаются и др. факторы, напр, желание.

Важно учитывать и филос. импликации П.с. как своеобразной концепции причинности: во-первых, ее деперсонализированный характер, во-вторых, ее цикличность. Она не предполагает ни первых (causa prima), ни последних звеньев (тот факт, что первым звеном является неведение, можно объяснить его значимостью для достижения нирваны — правильного знания). В-третьих, акцент здесь — не на связи между отдельными ставшими сущностями, а на порядке течения взаимозависимых и взаимоопределяющих событий, поскольку Будда отказывается обсуждать онтологич. статус вещей, вовлеченных в динамич. процессы. Ф. Варела и его соавторы сравнивают П.с. с совр. концепцией сознания как организации агентов (действующих субъектов — П. Минский): «Подобно тому как организация есть эмержентное свойство, возникающее в результате деятельности отдельных агентов, повторяющиеся паттерны привычных действий суть результат совместного действия 12 звеньев. И так же как существование действия каждого агента определяется лишь по отношению к действиям др. агентов, действие каждого из звеньев цепочки взаимозависимого возникновения определяется всеми другими звеньями» (Varela, Thompson, Rosch 1991). В-четвертых, поскольку П.с, в отличие от других инд. концепций причинности, не предполагает в причине и следствии ни отношения первичного и вторичного, ни отношений субстрата-носителя и атрибута, содержащего и содержимого, она является примером буд. концепции человеческого опыта, к-рая не поддается ни идеалистич., ни материалистич. толкованию. Психические (нама) и соматические (рупа) факторы оказываются в ней взаимозависимыми и взаимоопределяющими — причинами и следствиями одновременно, — образуя единый психотелесный комплекс (нама-рупа). Это созвучно многим совр. идеям когнитивных наук, таким как концепция «отелесненного ума» (Embodied Mind), «ума, вовлеченного в деятельность организма» (Enactive Mind) и др.


См.: Анатмавада; Бхавачакра; Чатвари арья сатьяни.
Лит.: SilburnL. Instant et cause: Le discontinu dans la pensée philosophique de l'Inde. P., 1955; Kalupahana D.J. Causality: The Central Philosophy of Buddhism. Honolulu, 1975; Macy J. Dependent Co-Arising: The Distinctiveness of Buddhist Ethics // Journal of Religious Ethics. 1979. Vol. 7. No. 1. P. 38-52; LamotteÉ. Conditioned Co-Production and Supreme Enlightenment // Buddhist Studies in Honour of Walpola Rahula / Ed. Somaratna Balasooriya et al. L., 1980; Tanaka K.K. Simultaneous Relation (sahabhu-hetu): A Study in Buddhist Theory of Causation // JIABS. 1985. Vol. 8. No. 1. P. 91-111; Varela F.J., Thompson E.T., Rosch E. The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. Camb., 1991; Bucknell R.S. Conditioned Arising Evolves: Variation and Change in Textual Accounts of the Paticcasamuppäda Doctrine // JIABS. 1999. Vol. 22. P. 311-342; Lusthaus D. Buddhist Phenomenology: A Philosophical Investigation of Yogacara Buddhism and the Ch'eng Wei-shih Lun. Curzon Critical Studies in Buddhism Series. L., 2002; Waldron W.S. The Buddhist Unconscious: The Älaya-vijnäna in the Context of Indian Buddhist Thought. L., 2003.

В.Г. Лысенко

В тиб. схоластич. лит-ре «зависимое возникновение» (тиб. тенчинг дрелвар джунгва) относится ко всем дхармам, обусловленным причинами {санскрита, тиб. дуйдже) и не обусловленным причинами {асанскрита, тиб. дуймадже). Это, вопервых, зависимое от своих причин и условий возникновение, во-вторых, зависимое от своих частей существование составного, в-третьих, зависимое от своей противоположности признавание, в то время как в хинаянской абхидхармической традиции этот термин означает только «зависимое возникновение» и относится к обусловленным причинами дхармам. Т.о., «зависимое возникновение» {гпенджунг или тендрел) является одним из трех видов зависимого и относится к обусловленному причинами. Эти причины характеризуются тремя особенностями: 1) не имеют ничего общего с богом-создателем, 2) являются непостоянными, 3) являются особыми, т.е. способными породить определенный плод.

Зависимое от своих причин и условий возникновение характеризуется мгновенностью, наличием связи и непрерывностью, подразделяется на внешнее — неодушевленное и внутреннее — живых существ, причем поток существования последних характеризуется периодичностью и направленностью. В этом потоке имеется 12 факторов, играющих доминирующую роль в его существовании. Периоды, в к-рые доминируют те или иные из этих 12 факторов, называются «членами зависимого возникновения/существования» и носят имена этих факторов. Система «12 членов зависимого возникновения» представляет собой его частный случай и называется «зависимым возникновением, приведенным в систему». Данная система излагалась Буддой для объяснения Четырех благородных истин {пакте ден ши) и отсутствия «я» {дакме) индивида и дхарм, изучается и постигается во всех «колесницах». В наст, время доктрина «зависимого возникновения» преподается в буд. учебных заведениях Индии, Тибета, Китая, Монголии и Бурятии в связи с изучением «Абхисамая-аланкары», поэтому она оказывает большое влияние на мировоззрение буддистов всюду, где занимаются религ.-проповеднич. деятельностью выпускники этих заведений, а особенно в Центрально-Азиатском регионе.

Члены «зависимого возникновения» определяются следующим образом:

1) Неведением является психич. элемент помрачения, противоположность и противник мудрости ведения. Под помрачением здесь понимаются три фактора: а) помрачение как сила, препятствующая восприятию истинного (монпа), б) сомнение (тецом) и в) ложное знание (локток). Неведение подразделяется на являющееся и не являющееся взглядом, имеющееся у обладателя клеш и имеющееся у не обладающего клешами, составляющее покров познаваемого и относящееся к покрову клеш, являющееся корнем сансары и являющееся начальным или первым из «12 членов зависимого возникновения», врожденное и приобретенное при жизни.

Центр, место среди видов неведения занимает «взгляд на совокупность разрушимого» (джикта) — признание своего «я» (дак) и «моего» (дакги). Именно он является у простого человека непосредственным причинным побудителем второго члена «зависимого возникновения» — деяния санскары, осуществляющего забрасывание в новое существование, первым из 12 членов, включающим механизм сансарного перерождения. 2) Деяние санскары (дучекьи лё) — совершенное и накопленное из-за неведения деяние, оставляющее в сознании отпечаток и осуществляющее забрасывание мано-виджняны (йикьи намше) в следующее существование. Деяния подразделяются на мышление и задуманное, на совершенные телом, речью и умом, на благие и неблагие, на порочные и непорочные, на деяния-заслуги, не являющиеся заслугой и неотодвигаемые, на забрасывающие, завершающие и реализующие, на черные и белые, на имеющие плод и имеющие плод полного созревания, на формирующие общую карму и формирующие индивидуальную карму, на те, плод к-рых будет испытан в этой жизни, в следующей жизни и начиная со второй жизни, на совершенные и накопленные и т.д.

3) Сознание (намше) — сознание времени плода в момент воплощения в новое существование. Сознание, в к-ром оставленный деянием санскары отпечаток был вскормлен жаждой и приверженностью, называется «сознанием времени причины», а с момента воплощения до конца жизни — «сознанием времени плода».

4) Психическое и физическое (минсук) — пять скандх (пунпо) в период от момента воплощения и до образования шести аятан (в случае рождения из матки). В мире бесформенного (сукме ком) имеется только психическое.

5) Шесть аятан (кьече друк) — пять органов чувств и ум в период от их образования до соприкосновения. В мире бесформенного имеется только аятана ума.

6) Соприкосновение (рекпа) — оценивание объекта в момент обладания им, происходящего благодаря соединению объекта, органа чувств или ума с сознанием. В мире желаний (до ком) имеется шесть видов соприкосновения, связанных с шестью аятанами. В мире форм (сук ком) отсутствуют два вида соприкосновения, связанные с носом и языком. В мире бесформенного есть только соприкосновение, связанное с умом. Граница существования соприкосновения — от момента соединения объекта, аятаны и сознания и до возникновения ощущения.

7) Ощущение (цорва) — переживание приятности, неприятности и нейтральности объекта. С т.зр. сущности имеются три вида ощущений — блаженство, страдание и индифферентность, а с т.зр. «хозяин-условия» — шесть видов (возникающее в связи со зрительным восприятием и т.д.)

8) Жажда (сепа) — желание не расставаться с блаженством и избавиться от страдания. Есть три вида жажды: «желающая» не расставаться с блаженством, «страшащаяся» страдания (т.е. желающая расстаться с ним) и «жажда существования» — желание получить новое существование. Последний вид не относится к жажде как к восьмому члену. Жажда осуществляет «вскармливание» отпечатка деяния и существует от возникновения ощущения до возникновения приверженности.

9) Приверженность (нъерлен) — привязанное к объекту страстное желание обладать блаженством и не допустить страдания. С т.зр. объекта приверженность бывает четырех видов: приверженность чувственным удовольствиям; приверженность взгляду, т.е. пристрастие к плохим взглядам (напр., «крайний» взгляд, ложный взгляд, признание своего взгляда высшим); приверженность нормам морали и поведению, связанным с неверными взглядами; приверженность «я» — пристрастие к признанию своего «я». Приверженность осуществляет «вскармливание» отпечатка деяния.

10) Становление (сипа) — оставленный в сознании деянием санскары отпечаток, к-рый благодаря «вскормленности» жаждой и приверженностью обрел силу породить плод — забросить в новое существование и т.д. С т.зр. вида деяния, оставившего отпечаток, становление подразделяется на три вида: осуществляющее забрасывание в плохую форму жизни, в хорошую форму жизни мира желаний и в хорошую форму жизни двух высших миров.

11) Рождение (кьева) — поток индивидуального существования в момент воплощения в новое существование. Имеется четыре вида рождений: из утробы, из яйца, влаги и тепла, чудесное — путем трансформации или из лотоса. У людей основным является рождение первого типа, но изредка случаются и три других. У богов, обитателей ада и существ в промежуточном существовании (бардо) происходит чудесное рождение.

12) Старость (гава) — полное созревание скандх. Смерть (чива) — разрушение скандх.

В отношении каждого члена указывается его качественная характеристика (благое, неблагое, нейтральное), отвергается ли он видением или созерцанием истины, в каком из трех миров имеется и каким существам (обычным или святым) он присущ. Такое понимание «12 членов зависимого возникновения» коренным образом отличается от абхидхармич. хинаянского, где восемь средних членов рассматриваются как периоды, на к-рые подразделяется время одной жизни живого существа.

A.M. Донец

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика