Психотехника

Психотехника. В контексте инд. религ. и филос. учений психотехникой следует считать любые методы изменения своего психич. состояния, приводящие к изменениям в отношении к важности и ценности предметов, способе восприятия, алгоритмах осмысления и обработки информации, если эти методы именно так понимаются и обладают для применяющего их относительной самостоятельностью. В этом отношении психотехника в инд. философии весьма распространена (хотя и не всеобща). Без элементов интеллектуальной психотехники философию и на Западе невозможно последовательно отграничить от др. сфер высокоинтеллекуальной деятельности (математики, лингвистики, теоретич. естествознания и др.). В Индии открытие универсального метода психотехники произошло еще в дофилос. эпоху, в конце ведийского периода. Это — «умное делание», т.е. выполнение сложных задач, требующих обращения с вещами, словами и образами в одном воображении, а не на реальном материале. При уяснении того, каким образом психотехника может быть действенна, разделим общий и технич. аспекты. В общем психотехника срабатывает тогда, когда при ее выполнении все три канала произвольной регулируемой активности человека, т.е. двигательный (кинестетический, посредством выполнения мудр), зрительный (воображение) и слуховой (произнесение текста мантр), настолько загружены своими взаимно скоординированными делами, что ресурсов внимания на воспроизводство образа самого себя и своего мира у человека просто не остается. Именно благодаря этому старый образ себя и мира сменяется запланированным новым, напр., вместо: «Я — человек из брахманского сословия» будет: «Я — единое абсолютное сознание, Шива». В технич. же приемах следует выделить позитивную ценность, к-рой насыщены содержания всех трех каналов активности, виртуозное использование общечеловеческих или культурно обусловленных символизации (верха, низа, цвета, очертаний, особенностей звучания и пр.), намеренное, хотя и строго ограниченное только ситуацией практики, нарушение культурных табу и т.д. В филос. эпоху наиболее полные и развернутые методы психотехники встречаются в учениях тантризма, тогда как в индуистской нетантрической йоге или в буд. методах сутр многоканальность задействуется не полностью. Из-за этого воздействие нетантрических методов происходит заметно медленнее, однако они и менее рискованны.


См. также ст.: Медитация; Дхьяна.

A.B. Парибок

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика