Пунья

Пунья (санскр. punya, пали punfia, «благо», «добро», «заслуга», кит. фу дэ) — один из осн. терминов, означающих в буддийских, брахманистских и джайнских текстах благие действия и их результаты; составляет устойчивую оппозицию термину папа («порок») и функционирует в контекстах этой оппозиции.

В палийских текстах П. — основание и условие небесного перевоплощения и будущего состояния блаженства, длительность и «объем» к-рого зависят от «накоплений» в предыдущем состоянии. Три осн. способа аккумуляции этой заслуги — щедрость (дана), нравственное поведение (шила) и созерцательная практика (бхавана); популярна и система 10 добродетельных деяний (Дигха-никая Ш.218; Ангуттара-никая IV.241 и т.д.). В палийских текстах сформировалась и концепция пунъя-кхета — «поле заслуги», под к-рым понимается прежде всего сама буд. община (сангха) либо сам Будда, «благодеяния» к-рым (соответствует сеянию «семени П.») являются источником будущей компенсации для благотворителя. П. стала предметом полемики осн. филос. школ буддизма хинаяны. По мнению вайбхашиков, она может возрастать лишь при допущении авиджняпти — своеобразного посредника между агентом и действием, который производит в первом не замечаемые им изменения (равно как и в окружающей его среде). Саутрантики же считали, что это новое начало допускать вовсе не обязательно — П. возрастает от того, что принимающие благодеяния каким-то образом компенсируют их для благодетеля. Осн. новшество в трактовке П. у махаянистов состояло в том, что бодхисаттва делами милосердия приобретает П. наряду с нек-рыми «сверхсилами», для оказания помощи другим существам (в классич. буддизме каждый должен был пожинать плоды лишь «индивидуальной» кармы — как благой, так и неблагой).

Он может передавать им свою П. для облегчения и ускорения достижения нирваны. Согласно «Чхандогья-упанишада-бхашье» Шанкары, три типа людей достигают «мира заслуги» (пунъя-лока): благочестивые домохозяева, аскеты-санньясины и пожизненные ученики-брахмачарины. Те, кто «стоял в Брахмане», составляют четвертую группу — это странствующие аскеты, достигшие «конечного бессмертия»— не того относительного, к-рым располагают боги (11.23.1). «Мир заслуги» означает в данном случае небо. «Освобождение» (мокша) понимается в веданте как абсолютная свобода от П. наряду с папой и прочими состояниями, происходящими от незнания, и характеризуется как бесконечное знание, блаженство и активность. Хотя в других системах «освобождение» мыслится лишь как устранение негативных состояний человеческого существования (прежде всего страдания), устранение «заслуги» вместе с «пороком» также считается необходимым условием его.


Лит.: Malalasekera G.P. "Transference of Merit" in Ceylonese Buddhism // PhEW. 1967. Vol. 17. P. 85-90.

B.K. Шохин

В вайбхашике П. считались заслуги, накапливаемые бодхисаттвой на пути просветления. Под религ. заслугой понимался непроявленный элемент, к-рый проявляется в результате совершения благих действий, направленных на помощь распространению Благого Учения (Дхармы Будды), в любых формах (наделение пищей монахов, дары сангхе, почитание чайтъи или ступы, оказание помощи всем нуждающимся и т.д.). Благо религ. заслуги ведет к обретению благой кармы (более благоприятная форма следующего перерождения, различные желательные формы мирского благополучия). От этого блага вайбхашики отличают благо «освобождения», к-рое пробуждается в момент слушания буд. проповеди и корнями к-рого является отсутствие в сознании алчности, вражды и невежества. Согласно текстам праджняпарамиты, заслуга, связанная с обретением мудрости (праджня) и содействием ее обретению (почитание и переписывание сутр и т.д.), неизмеримо больше, чем заслуги, обретаемые поклонением ступам и пр.

С.Ю. Лепехов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика