Чистая земля

Чистая земля (кит. цзин ту, яп. дзёдо), др. назв. Земля чистоты, Земля очищения. В кит. буддизме земля, к-рую посетили и где вели свою проповедь буцды и бодхисаттвы и к-рая дала имя одному из его крупнейших течений — цзинту-цзун. Совершенство ее обитателей таково, что ни они сами, ни их речи не могут быть запятнаны мирской скверной, подобно лотосу, который вырастает из грязи, но сам остается чистым. Поэтому, явившись в мир и распространяя свое учение, будды и бодхисаттвы обращают к истинному прозрению всех живущих и тем способствуют очищению как этих земель, так и всех в них живущих от всяческой грязи и скверны. В сочинениях буд. канона («Да цзан цзин») можно встретить множество описаний цзин ту, связанных с различными буддами и бодхисаттвами и всегда характеризуемых как чистые, сверкающие и лучащиеся земли, составленные из драгоценностей. В то же время различные Ч.з. населяются совершенными существами разного вида, характеристик, размеров тела для каждой Ч.з. Нек-рые из Ч.з. в поздней мифологии приобрели особое значение, из них наиболее важные Доушу- айтянь (Тушита), Ситянь (Сукхавати), Тяньчжу (Индия, где родился и проповедовал Будда Шакьямуни).

В буд. текстах Ч.з. — земля, страна к.-л. будды, обитатели к-рой избавились от мирской «грязи», прежде всего от пяти желаний (у юи) и ложных взглядов. Имеются две принципиально различные трактовки этой важной догматич. категории буддизма махаяны. Согласно первой, ортодоксально-махаянистской, Ч.з. — это не особая территория, страна, а «Грязная земля» (хэй ту), «мир Саха», к-рая становится Ч.з. для того, кто идет к просветлению. Согласно второй трактовке, Ч.з. — это особый «мир», противопоставляемый «миру Саха», к-рый называют «Грязной землей» и обитатели к-рого при опред. условиях могут возродиться в Ч.з. Данное толкование стало краеугольным положением догматики амидаизма, одного из ведущих течений буддизма на Дальнем Востоке. Цзин ту ассоциируется в амидаизме с Ч.з. будды Амито-фо (Амитабха, яп. Амида) — гл. будды этого направления.


Лит.: Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998.
См. также лит. к ст. Цзинту-цзун.

Л.Н. Меньшиков, По материалам А.Н. Игнатовича

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика