Рэй ю кай

Рэй ю кай (Общество друзей духов) — новое религ. движение буддистов-мирян, базирующееся на идеях «Лотосовой сутры» (санскр. «Садцхармапундарика- сутра») и своеобразно интерпретируемом культе предков. Основано Кубо Какутаро в 1919-1924, получило офиц. регистрацию в 1940. В 1930 об-во было реорганизовано, и Кубо Какутаро был утвержден его генеральным директором, а Котани Кими (1901-1971) — президентом. В 1971, после смерти Котани Кими президентом Р.ю.к. стал Кубо Цугунари (р. 1936), сын Кубо Какутаро. В 2004 он основал отдельное Общество сердца [«Лотосовой сутры»] буддистов-мирян (Дзайкэ буккё кокоро-но кай). Р.ю.к. имеет подразделения во многих странах мира.

Гл. канонич. текстом является составленная в 1928 Кубо Какутаро «Голубая сутра» («Аокёкан»), содержащая выдержки из «Лотосовой сутры». Можно выделить следующие стержневые составляющие учения Р.ю.к. Во-первых, это интерпретация доктрины «взаимозависимого возникновения» (санскр. пратитья самутпада), особо акцентирующая влияние мыслей и действий предков на сегодняшнее положение вещей. Во-вторых, теория «развития внутреннего „я"», или «внутреннего путешествия», состоящая в уяснении своего нынешнего места, предопределенного всей совокупностью предшествующих взаимосвязей, что дает возможность наилучшим образом строить отношения со своим окружением и находить эффективные решения повседневных проблем. В-третьих, концепция «пути бодхисаттвы» как этическая программа повседневной жизни, предполагающая одновременно самосовершенствование и помощь в совершенствовании другим согласно принципам «Лотосовой сутры» в сочетании с общественно полезной деятельностью. В-четвертых, это трактовка кармы, допускающая возможность активного формирования собственной судьбы и преобразования своего окружения, внося вклад в установление мира и социальной гармонии. И наконец, это толерантное отношение к иным религиям.

Осн. формой религ. практики является поклонение табличкам с посмертными именами предков, сопровождаемое чтением «Голубой сутры». Эта практика направлена на постижение ценности и достоинства собственной жизни, являющейся звеном в единой цепи, объединяющей предков и потомков, осознание своей ответственности перед будущими поколениями, обретение радости совместного существования с ныне живущими, а также на понимание собственной неразрывной связи не только со своими предками, но и со всем миром. Т.о., предки в учении Р.ю.к. воспринимаются как значимые другие, в соотнесении с к-рыми человек приходит к пониманию себя как части системы взаимосвязей и взаимозависимостей, начинает реализовывать в своей жизни принцип «воздаяния за добро» (хоон) и формирует позитивную карму, соответственно выстраивая свои мысли и действия. Учение Р.ю.к. снискало популярность среди городского населения, где традиц. ин-т семьи подвергся существенной деформации.


Лит.: Кубо Цугунари. Дзайкэсюги буккё-но сусумэ (Призыв к развитию мирского буддизма). Токио, 1978; Hardacre H. Lay Buddhism in Contemporary Japan: Reiyukai Kyodan. Princ, 1984; Kubo Tsugunari. The Reiyukai Concept of Inner Self-Development: Contempopary Bodhisattva Practice // Japanese Buddhism: Its Tradition, New Religions and Interaction with Christianity. Tokyo — Los Angeles, 1985.

Ониси Кацуаки

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика