Ренин

Ренин (1072, пров. Овари, совр. преф. Айти, — 1132, предположительно Хэйан, совр. Киото) — яп. мыслитель, основатель школы юдзу-нэмбуцу-сю. Учился в школах тэндай-сю и сингон-сю. Углубленно изучал «Сутру цветочной гирлянды» (санскр. «Аватамсака-сутра») и «Лотосовую сутру» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра»), был известен как музыкант и наставник в храмовом пении. По преданию, летом 1117 будда Амида (санскр. Амитабха) явился Р. во сне и дал ему краткое наставление. В записи Р. оно таково: «Один человек — все люди; все люди — один человек; одно деяние — все деяния. Это называется возрождением в Чистой земле при помощи силы другого, десятью мирами в одном мгновении мысли, юдзу-нэмбуцу, всеобщей наполненностью, совершенством добродетелей» (пер. А.Н.Игнатовича). 1117 считается годом основания школы юдзу-нэмбуцу. Понятие юдзу, восходящее к учению школы тэндай, означает «сплавление», «слияние». С 1024 Р. начал проповедовать в столице и в провинциях. По Р., нэмбуцу («памятование будды [Амиды]») содержит в себе всю полноту знания, нужного для спасения; поэтому нэмбуцу называется «слитным». Вслед за Рёгэном и Гэнсином Р. объединяет почитание Амиды и учение школы тэндай о созерцании «трех тысяч миров в одном мгновении мысли» (итинэн сансэн): освобождающее знание мыслится как постижение единства всех миров, включая миры людей, животных, ад и т.д. Все они тождественны миру будд, и задача человека — осознать это тождество. Нэмбуцу Р. (в отличие от Хонэна и Синрана) мыслит и как путь к собственному спасению, и как сострадательное подвижничество ради других. Молясь о собственном возрождении в Чистой земле, почитатель будды Амиды произносит его имя и тем самым приносит благо бесчисленному множеству существ, так что спасение одного человека оказывается тождественным спасению всех людей. Т.о., на уровне практики подтверждается теория, по к-рой внутри нэмбуцу заключено единство всех миров. Если нэмбуцу произносят несколько человек, их соединенные усилия дают более действенный эффект, чем если бы каждый славил Амиду в одиночку. «Сила другого» (тарики), по Р., проявляется как раз в таком совместном «памятовании будды».


См. лит. к ст. Юдзу-нэмбуцу-сю.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика