Рэннё

Рэннё, Рэннё-сёнин (1415, храм Хонгандзи близ Хэйана, совр. Киото, — 1499, Хэйан) — яп. мыслитель школы дзёдосин-сю. Потомственный настоятель храма Хонгандзи в Киото. Стремился объединить школу, расколовшуюся на несколько направлений. «Памятование будды [Амиды]» (нэмбуцу) Р. мыслил как единственный и достаточный способ подвижничества. Вслед за Синраном Р. толковал нэмбуцу скорее как благодарение, чем как молитву. Все люди уже спасены «силой другого» (тарики), т.е. «изначальным обетом» (хонган) будды Амиды (санскр. Амитабха), и нэмбуцу нужно не затем, чтобы приобщиться к «силе другого», но лишь затем, чтобы выразить веру в то, что мы все уже к ней причастны. Решающим для спасения, по Р., оказывается не посмертное возрождение в Чистой земле, а «искренняя вера», пробуждаемая в человеке буддой Амидой. Поэтому для Р. Чистая земля важна не как особый мир, отличный от земного мира (как у Хонэна), а как часть человеческого земного опыта, как предмет веры и радостной надежды. В отличие от многих наставников школ Чистой земли Р. считал, что веру нужно подтверждать каждодневными делами — напр., читать сутры, помогая др. людям уверовать. Он критиковал взгляд, согласно к-рому при пробуждении веры человек становится буддой и далее осн. предметом почитания может быть для себя сам. По Р., «становление буддой» происходит только в будущей жизни, после возрождения в Чистой земле.

Однако к др. буд. школам Р. относится гораздо мягче, чем многие его предшественники. Неск. «посланий» Р. посвящено увещеванию приверженцев школы дзёдосин уважать др. учения, чтить всех будд и богов, не участвовать в распрях и междоусобицах. Этот призыв был связан с тем, что в 1470-х в Этидзэн и соседних провинциях развернулось бунтарское движение икко-икки, во главе к-рого стояли в т.ч. и представители школы дзёдосин. (Под икко понимается «обращенность лишь к одному», зд. — к будде Амиде; икки обозначает «объединение», «содружество».) Это движение, исходя из установки на равенство всех людей перед «изначальным обетом» Амиды, отвергало авторитет каких-либо мирских властей, а также святилищ и храмов; коль скоро спасение достигается лишь «силой другого», никакие грехи не могут ему препятствовать; на этом основании бунтари оправдывали грабежи, разбой и т.д. Р. настаивал на том, что нельзя разорять храмы и святилища, так как будды, бодхисаттвы и боги все без исключения суть воплощения Амиды, и что истинный последователь учения о Чистой земле не должен стремиться к обогащению (в т.ч. и путем грабежа), т.к. «истинная вера» сама по себе обеспечит человека в этой жизни всем необходимым. Позже эта мысль Р. была истолкована как аналог «протестантской этики» в Японии: все блага, к-рые человеку удается нажить своим трудом, свидетельствуют об истинности его веры.


Соч.: ТСД. Т. 83, № 2668-2670; Рэннё. Икко-икки // Нихон сисо тай- кэй (Памятники японской философской мысли). Т. 17. Токио, 1972; Буккё сэйтэн (Священные тексты буддизма). Токио, 1974. С. 646- 656; Записи сказанного высокомудрым Рэннё (Рэннё сёнин гоити- дайки кикигаки) / Пер. с яп. и примеч. Ю.В. Климова // Буддизм в переводах. Вып. 2. СПб., 1993. С. 282-298.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика