Рёбу синто

Рёбу синто 両部神道 («путь богов двух мандал») — в яп. буддизме учение о богах-ксти, разработанное монахами школы сингон-сю. Одним из первых шагов этого учения было соотнесение «двух мандал» (рёбу мандара; см. Мандал а) с двумя святилищами Исэ — гл. центра гос. обрядности Японии. Рёбу мандара — две взаимодополняющие картины, на к-рых суть «тайного учения» представлена в виде графических схем: на мандале «Мир-Ваджра» космич. будда Махавайрочана (Вайрочана) показан в аспекте его «уловок» (упая каушалья), а на мандале «Мир-Чрево» — в аспекте милосердия. Часто термин P.c. используют в более широком значении, как название для любых учений, в к-рых соотносятся служение богам-mww и почитание «трех драгоценностей / сокровищ» (санскр. триратна).

Тексты P.c. обсуждают природу богов и смысл святилищных обрядов, применяя способ описания, основанный на буд. «тайном учении» (миккё). Так, «Толкование очищения Накатоми» («Накатоми-но хараэ-кунгэ», кон. XII в.) разбирает один из важнейших обрядов гос. культа — «великое очищение» (оохараэ). Очистительное молитвословие (норито) здесь толкуется как разновидность «истинных слов» (санскр. мантры). Обряд не обеспечивает «чистоту», а выявляет ее, подобно тому как «тайное» подвижничество не делает человека буддой, а выявляет в нем «природу будды», уже присущую каждому из людей. Подобно буддам и бодхисаттвам, коми не просто принимают от людей обряд как некую службу, а еще и сами деятельно участвуют в нем, помогая достичь «чистоты». «Чистота» в «Толковании» — это прежде всего «чистота» сердца, в котором пребывает будда, а «не чистота» — неведение, причина круговращения в мире рождений и смертей. Прегрешения, несущие «скверну» (кэгарэ), отождествляются с «заблуждениями и страстями» (см. Клеша), и тогда очищение мыслится как осознание изначальной «чистоты» всех вещей. Слова очищения помогают постичь эту исконную «чистоту», осознать, что в сравнении с нею «чистое» и «нечистое» на уровне явлений условны, неистинны, — и «принять дар» (кадзи) от богов-очистителей, на деле осуществить свое тождество с ними. Боги делятся на разряды по схеме, восходящей к «Шастре о пробуждении веры в махаяну» (санскр. «Махаяна-шраддхотпадашастра»): на «исконно просветленных» (богини святилищ Исэ), «непросветленных» (божества святилищ Идзумо) и «начавших свой путь к просветлению» (богбодхисаттва Хатиман и др.). Деление богов на разряды выполняет важную функцию: в учении о «родных богах» оно должно было играть такую же роль, какую в буд. учении играет различение «трех тел» будды (санскр. трикая). Мир богов совпадает с миром будды, и за счет этого в нем устанавливается то же единство, какое подвижники «таинств» созерцают, глядя на мандалу. «Записки об освящении дыханием Неба и Земли» («Тэнти рэйки ки», кон. XIII — начало XIV в.) обсуждают устройство мира, роль разных богов в мироздании, сущность государевой власти, цели обряда и др. «Освящение дыханием» (рэйки, обряд жреческого посвящения) отождествляется с монашеским «окроплением головы» (кандзё, санскр. абхишека), т.е. с обрядом передачи «тайного» знания от наставника к ученику. В «Записках» коми делятся на «богов истинного заблуждения» (чья исконно просветленная природа скрыта), «богов истинной природы» (они опираются на свою исконную просветленность как на «драгоценную основу») и «богов пустого неба» (в них проявляется «беспредельное действие мощи исконной просветленности»). «Природа будды», присущая любому живому существу, здесь мыслится как «божество исконной просветленности». Рёхэн (XIV в.), толкуя «Тэнти рэйки ки», указывает, что этот текст содержит наставление, данное богиней Аматэрасу государю Дайго (X в.) через вестницу — деву-дракона, отождествляемую с дочерью царя нагов из «Лотосовой сутры» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра»). Мотивы P.c. прослеживаются в изложениях учения синтоизма как такового, напр, у Ёсиды Канэтомо (1435-1511).


Лит.: Naumann N. Die Einheimishe Religion Japans. T. 2. Leiden, 1994; Teeuwen M.J., Veere H. van der. Nakatomi Harae Kunge. Purification and Enlightenment in Late-Heian Japan (Buddhismus-Studien / Buddhist Studies. 1/1998). München, 1998; RambelliF. The Ritual World of Buddhist "Shinto": The Reikiki and Initiations on Kami-Related Matters (jingi kanjo) in Late Medieval and Early-Modern Japan // Japanese Journal of Religious Studies. 2002. No. 29/3-4. P. 265-298; Бачурин А.С. Ёсида синто как одно из направлений средневекового синтоизма // ВФ. М., 2004. №Ц. С. 165-176.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика